Куда
пойти? Когда? Кого взять в экипаж? Как правильно проложить маршрут с учётом его
целей и особенностей экипажа? Что сделать, чтобы путешествие было безопасным и
комфортным? С чего начать? И вообще: есть ли какой-то алгоритм планирования и
подготовки яхтенных путешествий?
На последний вопрос можно определенно сказать «Да!». Но…
Любой опытный капитан вырабатывает свой определённый алгоритм планирования
походов. Вы – не исключение, поэтому со временем у вас наверняка выработается
свой, индивидуальный, подход к этому делу.
Пока же я просто хочу поделиться своим опытом в планировании крейсерских походов.
Сразу хочу сказать:
чем раньше вы начнёте планировать поход, тем больше у вас шансов выбрать подходящую
яхту, взять её по хорошей цене (с сезонными скидками), без проблем купить
авиабилеты и спокойно готовиться к выходу на маршрут. Поэтому, если вы
собираетесь летом пойти в яхтенный поход, имеет смысл задуматься об этом не в
мае, а в ноябре предыдущего года.
Всю «плановую работу»
я, в итоге, свёл к 14 пунктам, некоторые из которых являются обязательными, а
некоторые – нет. В зависимости от обстоятельств. Вот эти пункты:
1. Цель похода;
2. Даты и период;
3. Регион плавания;
4. Погодные и ветровые условия в регионе;
5. Маршрут и план похода;
6. Достопримечательности и программа путешествия;
7. Авиабилеты и трансфер;
8. Ценовые ориентиры стоимости поездки;
9. Люди;
10. Выбор яхты (или нескольких яхт);
11. Чартерная компания;
12. Документы и оплата;
13. Предварительная прокладка;
14. Запасной вариант плана;
Очерёдность этих
пунктов не случайна: каждая позиция находится в этой табели о рангах строго на
своём месте.
Пока не ясна цель
вы не можете установить даты похода. Не определившись с регионом, вы не сможете
понять: какие там будут погодные условия и как будет выглядеть примерный график
вашего движения, не определившись с авиабилетами, вы можете оказаться в
ситуации, когда у вас есть оплаченный чартерный контракт, а добраться на место
вы можете только на собаках или ещё как-нибудь, но только не самолётом. Не имея
всего предыдущего вы не сможете сориентировать людей, которых вы приглашаете в
экипаж, по ценам, планам и маршруту.
«Афтар, дауай
падыробности!». Даю.
Цель похода.
Отсутствие цели у
похода говорит о том, что он, скорее всего, не нужен и поэтому не удастся либо
не состоится. Бесцельный поход – это, как выбор блюда в ресторане с завязанными
глазами или по принципу: «А принесите мне что-нибудь…».
Цель определяет многое: время плавания, его регион, выбор яхты, тех людей,
которых вы пригласите в экипаж.
Если вы собираетесь
неторопливо и не напрягаясь отдохнуть в компании близких друзей – это одно;
если вы предполагаете провести тренировочный поход, чтобы с теми же друзьями
пройти серьёзным, с точки зрения расстояний, ветра и волны, маршрутом – это
другое. И совсем третье – если вы решили отдохнуть со своей семьёй, посмотреть
красивые места. Возможно и четвёртое – если ваша цель: отшлифовать своё
мастерство, как капитана, а, может быть, научиться управлять лодкой в одиночку
или малым экипажем… Вариантов – бездна и, в зависимости от поставленной цели,
вы и начнёте своё планирование.
Даты и период.
Выбор сезона и
продолжительность вашего похода в основном будут зависеть от его цели и от
вашего свободного времени, которым вы располагаете или располагает ваше
начальство.
Район плавания.
Район плавания тоже
определяется, исходя из цели похода. Хотите совместить сэйлинг с рыбалкой на
тунца? Вот неплохое место с тунцовыми банками относительно недалеко от берега.
Хотите поупражнять неопытный экипаж на парусах? Вот здесь есть неплохой большой залив, где всегда
есть послеполуденный бризовый ветер и минимальна волна. Хочется прикоснуться к
истокам древних цивилизаций и пройти морскими дорогами Одиссея? Вот… И так
далее.
Как правильно
выбрать район? Где взять информацию? Ну, это вы и сами знаете: есть мнения
друзей-капитанов, есть информация в необъятном море сайтов и форумов интернета.
Есть портал «Лоцман» с разделом Копилка походов.
В конце-концов есть специальная литература для яхтсменов – пайлоты.
Погодные и ветровые условия в регионе
плавания.
Помимо всего этого изобилия
информации здесь можно познакомиться с результатами многолетних погодных
наблюдений, получить сведения о ежегодно повторяющихся в конкретные периоды времени
штормах и познакомиться с картой превалирующих ветров. Пайлоты – это очень ценные
книги. Они не только дают подробное описание бухт, проливов, портов с указанием
особенностей ветровых и погодных условий в них. Здесь вы сможете посмотреть пайлоты по Греции на русском языке, а здесь их можно купить.
Маршрут и план похода.
Определившись с
районом плавания вам нужно прикинуть, как и по каким промежуточным пунктам
стоянок пройдёт ваш маршрут? Сколько времени потребуют переходы? Когда нужно
выйти из начальной точки и не позже какого времени нужно прибыть в следующую?
Вам потребуются карты района плавания и пайлоты.
Для начала
определяете крайнюю точку вашего маршрута. Исходя из того, в какой поход вы
идете (семейный, тренировочный, для крутых пацанов), вы определяете длину
суточного перехода. Например, я пойду отдыхать с женой и детьми, значит –
никаких ночных переходов, через день стоянки в городах, дневные переходы не
более
5 полезных советов:
1. Если вы планируете только дневные переходы (с ночевками на
стоянках) не делайте их длиннее
2. Если во время плавания предполагаются длительные (по
несколько суток) переходы с несением вахт, не забывайте о пропорциональности
отдыха по прибытию на ближайшую стоянку. Несколько дней, проведенных в море,
потребуют пары дней для отдыха, а после 7-10 дней на отдых нужно отвести до
трёх суток;
3. Соберите интересные факты и инфу о тех местах, где вы
пойдете. Во-первых, это поможет вам ответить на вопросы экипажа: «А чё тут
интересненького?» или «А мы попадаем на ежегодно проводимую в это время
выставку живописных полотен утрехтских караваджистов?» или даже «А где тут
самый клёвый кабак?». А во-вторых, всегда красиво, когда, как бы невзначай, вы
рассказываете историю разрушенного замка, остающегося на склоне холма за кормой
по правому борту. И не только красиво, но и правильно: работает на ваш
авторитет капитана и эрудита!
4. При планировании похода помните о том, что пресная вода
имеет тенденцию кончаться, а аккумуляторы разряжаться;
5. Если вы уходите в оффшор, существует такая штука, называется
CG66 (Voluntary Small Boat Safety Scheme – схема обеспечения безопасности малых
судов на добровольной основе). В ней очень неплохо зарегистрироваться
(бесплатная он-лайн регистрация https://mcanet.mcga.gov.uk/public/cg66).
База данных отслеживается службами береговой охраны.