Что же он ест? Электроэнергию аккумуляторов вашей яхты. Но об этом позже. Вопрос не только в этом. Полезен автопилот на лодке или нет? Вопрос, безусловно, риторический. На яхте, как и в жизни, нет абсолютно полезных и абсолютно вредных вещей: любую пользу можно обратить во вред и наоборот. Ну а теперь, когда положенные прописные истины сказаны, попробуем разобраться: где плюсы, а где – минусы.

Автопилот (он же авторулевой)

«…Человек, ваше благородие, здесь вроде как и не нужен,

а нужен токмо его пальчик!».

 

Согласимся с героем известного фильма. Действительно: выставил лодку на курс, нажал пальцем кнопку «auto» и сиди себе поплёвывай. Если надо подкорректировать курс, опять взял палец и тыкнул его в кнопки «-1» (градус налево) или «+1» (градус направо). Нужны более решительные изменения? Тыкай в кнопку «-10» или «+10». И шкала в нижней части дисплея (“rudder”) покажет тебе насколько повернулось в воде перо руля. Да ещё и курс вам на экранчике покажет. Истинный. Очень интересная вещь!

           

«Если ваша яхта оснащена авторулевым, вы никогда не устанете, и сможете путешествовать без страха и тревоги. Теперь у вас есть надёжный попутчик, который сможет «подменить» вас на капитанском мостике.…». Это я прочёл  на одном сайте, - там эти автопилоты продают. В общем, получается, что авторулевой – это устройство, избавляющее рулевого от необходимости всё время стоять за рулём. Так? Нет. Не так!

Посмотрим для начала, как это работает.

 

Как работает автопилот

Функционально большинство яхтенных автопилотов предназначено для того, чтобы удерживать яхту на заданном курсе без участия человека. В большинстве случаев система авторулевого состоит из:

  • встроенного индукционного компаса
  • курсового компьютера
  • приводного механизма, управляющего рулём
  • управляющего модуля-контроллера с дисплеем

 Вся эта электроника и механика служит только для одного:

при нажатии кнопки «auto» выбранный вами курс фиксируется курсовым компьютером, который, в случае отклонения яхты вправо или влево, приводит в действие механизм, управляющий рулём, возвращая лодку на выбранное направление.   

Тут есть сразу несколько нюансов, на которые стоит обратить внимание.

О минусах

1. Показания встроенного в автопилот индукционного компаса (которые выводятся на экран) очень часто не имеют никакого отношения ни к истинному, ни к компасному курсу. Истинный курс по GPS может быть 100°, компасный – 95°, а на экране автопилота будет красоваться 88°. Хорошо это или плохо? Да ни то и не другое. Курсовому компьютеру нужна точка отсчёта, «нулевая линия», отклонение от которой вправо или влево он будет воспринимать как плюс столько-то градусов, так и минус столько-то градусов. Эту линию, курс отсчёта и даёт компьютеру встроенный компас. С него же считываются показания на сколько градусов яхта отклонилась. Всё. Условно говоря, встроенный индукционный компас может показывать всё что угодно, хоть день рождения бабушки, лишь бы он был градуирован в градусах.

Итак. Как только вы перевели управление на автопилот, курсовой компьютер считал показания встроенного компаса (день рождения бабушки), принял его за нулевую линию и теперь будет отслеживать любые отклонения от этой линии, корректируя курс через приводной механизм руля.

Отсюда вывод: нельзя доверять абсолютному значению курса, показываемому автопилотом.

2. Если погода ветреная, а на море присутствует значительное волнение, то яхта постоянно будет уходить с установленного курса, а, значит, автопилот будет постоянно вынужден корректировать его.     Привод авторулевого управляется электромотором, запитанным от ваших сервисных аккумуляторов. Нужно ли говорить, что несколько часов работы при такой погоде приведут к полной посадке батарей?

Длительная работа автопилота в условиях значительного воздействия на яхту ветра, волны и течения может привести к серьёзной разрядке аккумуляторов.

3. Следует заметить, что работа автопилота на волне вообще не очень корректна: он реагирует на заход ветра не так быстро, как можно было ожидать, а при пересечении волны лодка не держит курс а отклоняется. Это приводит (особенно на полных курсах) к неприятным последствиям. Каким?

Всем известно, что на бакштаге, например, рулевому постоянно приходится бороться с зарыскиванием лодки упреждающими движениями руля. А автопилот не может работать на упреждение, он постфактум отслеживает отклонения от курса и только потом начинает возвращать лодку на курс. Следствием такого запаздывания может стать заброс кормы волной, неконтролируемое приведение к ветру, разворот лагом к волне и далее по списку все, связанные с этим неприятности. А на фордевинде и полном бакштаге, даже на спокойной воде автопилот нельзя включать категорически, особенно, если вы идёте на стандартном парусном вооружении: при незначительном отходе ветра может случиться несанкционированная смена галса.

И вообще: если вы идёте под парусами, постарайтесь обойтись без авторулевого.

В условиях свежего ветра и волнения, особенно на полных курсах (!) не стоит доверять управление автопилоту, если вам небезразлична судьба яхты, вашего экипажа и вообще, если вы не хотите лишнего геморроя головного мозга.

4. И последнее. Автопилот не заменяет ни радара, ни глаз рулевого. Он не будет отслеживать ситуацию на акватории. Он не сможет реагировать на опасности, находящиеся на поверхности моря или под водой. Всё это может привести к печальным последствиям.

Хорватия. Доверив управление автопилоту, шкипер спустился вниз посмотреть на карту. На минуту. Через три минуты яхта налетела на едва выступающий из под воды риф. Повезло, что не оторвали киль, хотя, как показал впоследствии инженерный осмотр яхты, были на волосок от этого. Повезло, что никто не погиб и серьёзно не пострадал. Просто повезло.

Турция. На подходе к Мамарису, следуя из Родосского пролива, яхта налетела на притопленный контейнер. Серьёзное повреждение корпуса, выломанное перо руля. Экипаж не смог самостоятельно справиться с активно поступающей внутрь яхты водой. Его и лодку выручали из беды вызванные спасатели. Встреча с контейнером произошла в абсолютный штиль, при спокойном море и ясной погоде. Яхта шла на автопилоте, за акваторией и курсом никто не следил. Не повезло.

Греция. 36-ти футовая яхта под мотором пересекла Саронический залив ночью и подходила к мысу Сунион. На лодке было два человека: шкипер и его жена. Пройдя зону разделения движения, решили попить чайку. Поставили управление на автопилот и спустились вниз. Сильный удар и треск в носовой части прервали чаепитие: яхта на 5,5 узлах въехала в корму рыбацкого баркаса. Слава Богу, людей спасли. А яхта затонула. Совсем не повезло.

Этот грустный список происшествий, к сожалению, не исчерпывается приведёнными выше случаями. Я, как, наверно, и многие из читающих эту статью, были свидетелями безалаберного отношения шкиперов к применению автопилота.

Кстати, о той рекламе, упоминавшейся в начале: в инструкциях по эксплуатации всех автопилотов написано (под восклицательным знаком!): «Автоматический контроль курса существенно упрощает управление судном, однако не способен полностью заменить человека».

Применение автопилота не избавляет капитана и экипаж от обязанности вести наблюдение за акваторией и отслеживать навигационные опасности по курсу.

О плюсах

После всего прочитанного возникает резонный вопрос: ну и зачем тогда нужен такой дивайс на лодке?

Нужен. Если к автопилоту прикладывать голову, а не палец.

В каких же случаях незаменим автопилот? Вот несколько примеров «прикладывания головы» к авторулевому:

  • Когда нужно что-то поправить на палубе или подстроить паруса и при этом необходимо участие рулевого;
  • Когда вы хорошо знаете, где находитесь, вам известно расстояние до ближайших препятствий и опасностей, у вас есть радар, который включен и настроен на оповещение о сближении с опасностями, либо вы (или другой квалифицированный член экипажа) следите за акваторией;
  • Когда в спокойную погоду вам просто в лом тупо стоять за штурвалом яхты, телепающей под мотором. Но помните? Автопилот избавляет вас от необходимости крутить штурвал, но не избавляет от обязанности вести наблюдение.
  • Когда отсутствует серьёзное волнение и свежий ветер, и вы не идёте под парусами бакштагом или фордевиндом.

 

Никогда:

ü      если вы нажали кнопку “AUTO” не прекращайте наблюдения за акваторией;

ü      не включайте автопилот с зафиксированным штурвалом;

ü      не включайте автопилот, если вы несёте ночную вахту и устали. Лучше регулярно меняйтесь местами со шкотовым. В противном случае вы заснёте всей вахтой, а проснуться можете в условиях, которые вас, мягко говоря, не обрадуют;

ü      не пользуйтесь автопилотом, идя на парусах в сильный ветер (особенно на полных курсами и на сильной волне);

ü      не включайте автопилот на длительное время;

ü      не начинайте пользоваться автопилотом, не проверив уровень зарядки ваших аккумуляторов

 

Чтобы обрезать изображение, выделите область и нажмите кнопку «Готово»
Фото 1 из 1