(Михаил Лукьянов)

Пересечение границы на яхте это всегда непредсказуемое и нервное занятие. Особенно, когда делаешь это в первый раз. Порты входа, харбор-мастера, таможня - даже запомнить всё это хлопотно. Не то чтобы я не делал этого никогда, но опыта по пересечению водной границы на яхте между Черногорией и Хорватией у меня не было.  

Удивительно то, что при сегодняшнем развитии яхтинга,  как в Хорватии, так и в Черногории,  в русскоязычном инете практически нет информации о том, как и где это правильно сделать.

Начнем с того, что в Черногории это можно сделать в двух «портах входа/выхода» (Port Of Entry) в Боке Которской. Один таможенный терминал находится в пару милях восточнее от Герцога Новы на причале старого судоремонтного завода, а второй открылся в Порто-Монтенегро.  

Не буду рекламировать саму марину  Порто-Монтенегро, но надо отметить, что черногорцы реально пытаются построить лучшую глубоководную марину на Средиземноморье. Причем за очень приемлемые для клиентов деньги. Особенно если стоять там до 2 мая, когда начинается высокий сезон. Для примера стоянка 36 футовой парусной лодки обходится в 27 евро сама стоянка и 5 евро - электричество и вода в сутки. После 2 мая все тоже самое уже стоит в два раза дороже, но все равно дешевле, чем в соседней Хорватии. Омрачает пребывание там только чрезвычайно высокая влажность во время дождей.

Но вернемся к нашим баранам. В смысле – к таможне. В принципе, всю таможенную процедуру могут выполнить сами менеджеры марины. То есть приходишь на ресепшн и говоришь, что собираешься уйти в Хорватию. Симпатичные девушки говорят, что надо принести паспорта и дождаться когда придет харбор-мастер.

Но мне было интересно пройти всю процедуру самому, поэтому я взял папку с документами на лодку (свидетельство о регистрации, страховку, крю-лист и черногорский транзит-лог (по местному - венета) и вместе с паспортами экипажа пошел искать харбор-мастера. Таможенный терминал в Порто-Монтенегро находиться на крайнем правом пирсе со стороны берега.

Что удобно, так это то, что практически в одном месте сидит и харбор-мастер, и таможня, и паспортный контроль. Причем, что удивительно для Черногории, все эти организации работали в воскресенье. Вся процедура заняла порядка 20 минут в последовательности харбор-мастер, таможня, пограничный контроль. Опять же, что приятно, лодку перегонять к таможенному причалу не надо. Правда, пограничник довольно жестко попросил свалить из марины через 15 минут, но это мелочи.

Весьма удивил тот факт, что реально из команды для паспортного контроля никого предъявлять было не надо. Ну, типа ушли и ушли. На все мои вопросы как работает таможня в Хорватии (ближайшее место в 28 милях город Цавтат) черногорцы отвечали, что вроде тоже работают, хоть и воскресенье.

Вот тут и крылась засада. Когда в шесть вечера мы добрались до Цавтата, (таможенный пирс там с левой стороны после входа в бухту обозначен желтым флагом) выяснилось, что работают они с понедельника по пятницу с 8 до 17, в субботу с 8 до 13, а воскресенье всех посылают в Дубровник, а это еще порядка 11 миль. Теоретически можно отстояться в соседней бухте, но если поймают – то штраф.

Нарушать чужие законы не хотелось и пришлось  срочно уходить в Дубровник. Опускаю описание всяческих погодных неприятностей по дороге, но к 20.00 мы таки добрались до места.

В Дубровнике весь официоз находится в порту Luka Gruz перед пассажирским терминалом c левой стороны. Швартовка лагом, причем достаточно добродушный хорват без опознавательных знаков помогает швартоваться и объясняет процедуру оформления.

В принципе, все тоже самое, что и в Черногории. Сначала харбор-мастер (он сидит через дорогу после выхода из пограничного контроля). У харбор-мастера надо открыть транзит-лог и заплатить налом некоторую сумму в зависимости от того, сколько времени вы собираетесь пробыть в водах Хорватии и размера лодки. В моем случае на неделю это было что-то около 400 кун. 

Забавно то, что фактически ты оказываешься уже на хорватской земле еще до того, как пограничник проверит паспорта и поставит штампики о пересечении границы. Причем разгуливаешь себе без всякого контроля между офисом харбор-мастера и банкоматом. Потом таможенник (он сидит в соседней комнате с погранцами), потом уже паспортный контроль. Опять же весьма удивил тот факт, что никого из команды погранцам предъявлять не надо. Паспорт есть, виза есть, ну и славно. На лодку вообще никто внимания не обращает. Хоть слона вези. Ну да ладно. У всех своя работа.


В Дубровнике есть два варианта переночевать. Первый в марине напротив таможенного терминала, но добродушный хорват, что помогал швартоваться сказал, что ночевка там зашкаливает за 100 евро, второй - ACI марина Дубровник, куда можно попасть пройдя под вантовым мостом 2.5 мили вверх по реке.

Цена вопроса с водой и электричеством 68 евро (потому что не сезон, летом дороже почти в 2 раза), что в целом для Хорватии нормально.

Обратная процедура через 5 дней уже проходила в пятницу, поэтому выходить из Хорватии было решено через Цавтат (порт входа/выхода). В Цавтате в городской марине около таможенного пирса возможна ночевка на якоре кормой к причалу, однако в связи с крайне неприятной волной, которая норовила выкинуть лодку на причал, решили перебраться по соседству в Uvala Tiha и встать там на якорь.

К 8 утра вернулись обратно на таможенный причал и встали лагом. Далее харбор-мастер, таможня и погранцы. Все сидят на городской набережной в 50 метрах друг от друга и в 100 метрахот таможенного причала. Процедура заняла 15 минут, причем опять же наличие команды никто не проверял, отштамповали паспорта и гуляй себе. По возвращению в Порто-Монтенегро сначала зашли на заправку (она перед таможней), а затем с их помощью переехали лагом 20 метров уже на таможенный причал. В этот раз харбор-мастер гуляла где-то минут 30, так что все вместе процедура захода в Черногорию заняла около часа.

В целом никаких проблем нет, если учитывать время работы Цавтата. Для тех, кто берет лодки в чартер по субботам и собирается в Хорватию рекомендуется открепиться от Черногории и переночевать на якоре за островом Sveti Marko, что в двух милях слева от Порто-Монтенегро, а по утру стартовать до Дубровника. Причем учесть, что переход предстоит 40 миль.

Всем удачи в море!       

 

Чтобы обрезать изображение, выделите область и нажмите кнопку «Готово»
Фото 1 из 1