Ну, кому незнаком этот прибор, позволяющий снять руки со штурвала и доверяющий автоматике удерживать лодку на курсе? Удобная вещь в умелых руках!

Предыдущая статья  «Автопилот есть! Он не может не есть…»  познакомила вас с особенностями управления яхтой на автопилоте. Там, как раз, и шла речь о том, чем умелые руки и трезвые головы отличаются от их противоположностей; для чего и когда правильно использовать автопилот; к чему может привести пренебрежение этими правилами.

Ладно, ладно! Принял упрёк: «Ну, кто не знает, что такое автопилот?!». Конечно, многие знают. И тем, кто знает про него всё, дальше читать будет неинтересно.

Но те, кто хочет узнать, как можно настроить автопилот под свои нужды, как управлять им, как сделать его верным помощником, а не вредителем, те – айда со мной, продолжим!

Материалы этой статьи позволят вам расширить ваши знания и использовать их на практике. Не будем тянуть паузу и переходим к самому интересному.

Начинаем «приручать» автопилот.

 Как оно работает?

Функционально большинство яхтенных автопилотов предназначено для того, чтобы удерживать яхту на заданном курсе без участия человека (ай! Шайтан-машина! Кто бы мог подумать?!).

Посмотрите на схему. В основной своей массе система всех авторулевых состоит из:

 

  • встроенного индукционного компаса
  • курсового компьютера
  • приводного механизма, управляющего рулём
  • управляющего модуля-контроллера с дисплеем

 



Основные режимы работы автопилота: 

  • Ручное управление (Standby) – управление судном осуществляется вручную
  • Управление по заданному курсу (Auto Mode) – управление судном в автоматическом режиме
  • Навигация по путевым точкам (Track Mode) – управление судном по заданному маршруту, созданному навигационным инструментом, от точки к точке
  • Управление по курсу относительно кажущегося ветра (Wind Vane Mode)
  • Автоматическая смена галсов


Как управлять автопилотом?

1.     Включение-выключение

Выключить автопилот можно двумя способами: либо на щитке управления над штурманским столом (как правило, кнопка или тумблер с изображением штурвала), либо прямо на модуле кнопкой с изображением лампочки и надписью disp. Для этого нужно, убедившись, что автопилот работает в положении standby, нажать кнопку disp и удерживать её в течение примерно 4-5 секунд.

После этого на экране отобразится обратный отсчёт времени и устройство отключится.

Включить автопилот после такого отключения можно, нажав и удержав кнопку disp примерно 1-2 секунды.

2.     Функции клавиатуры и отображаемая информация

Управление автопилотом производится с помощью кнопок на панели модуля управления. При этом предусмотрены как однокнопочные, так и двухкнопочные операции.

  

  

3.     Отклонение от курса


Если в режиме “auto” возникло отклонение от выбранного вами курса  и оно длится более 10-20 секунд, раздастся предупредительный сигнал и на дисплее появится надпись, информирующая об изменении курса.

Для отключения сигнала нажмите кнопку standby для возврата к ручному управлению.


4.     Уровни чувствительности автопилота (меню «RESPONSE»)

Уровень чувствительности влияет на взаимосвязь между точностью удержания автопилотом курса и интенсивностью его воздействия на привод руля. Калибровка уровня чувствительности автопилота производится заводом изготовителем (установлен срединный уровень) или владельцем.

На чартерных лодках не стоит влезать в меню пользовательской калибровки. Но в зависимости от  условий, вы сможете делать временные изменения уровня чувствительности для быстрой адаптации системы автопилота к меняющимся внешним условиям. Однако учтите, что сделанные вами временные изменения уровня чувствительности будут утеряны после выключения системы, а при её последующем включении уровень чувствительности вернется к своему базовому значению.

Уровни 1-3   уменьшают интенсивность воздействия системы на руль.

Экономия энергии за счет ухудшения точности быстрого удержания курса.

Уровни 4-6  обеспечивают нормальный рабочий режим.

Хорошее удержание курса с точными контролируемыми поворотами. Средний расход энергии.

Уровни 7-9 увеличивают интенсивность воздействия системы на руль.

Максимально ровный курс и максимальное энергопотребление.

На этих уровнях во время движения судна в открытых водах и особенно на волне могут возникать резкие «отыгрывания» автопилотом внешних ветровых и волновых воздействий, поскольку система  будет пытаться «бороться» с морем.

Для изменения временных настроек чувствительности нужно одновременно нажать кнопки «-1» и «+1» и после появления меню отрегулировать чувствительность.

Для возврата на прежний вид экрана нужно нажать на 4-5 секунд кнопку disp

 

5.     Настройка подсветки дисплея

Для включения подсветки нужно нажать и удерживать 1 секунду кнопку disp. Для входа в меню освещения (LAMP). Нажатием кнопки dispустановите нужный уровень подсветки.

 

Чтобы обрезать изображение, выделите область и нажмите кнопку «Готово»
Фото 1 из 1