У каждого шкипера, имеющего за плечами мало-мальский опыт хождения под парусом, особенно с неопытными экипажами, были ситуации, когда нужно действовать в одиночку. И эти ситуации возникали и возникают не только тогда, когда команда, скошенная морской болезнью «травила» с подветренного борта или лежала пластом в каютах. Всякое бывает в море…

Да и потом вспомните, сколько лишних объяснений и слов вам необходимо потратить, чтобы добиться правильного выполнения команд неквалифицированным экипажем. Кроме того, что вам приходится давать подробные инструкции, вы должны всё проверять и перепроверять, а часто потом ещё и исправлять. И тут приходит на ум фраза: "Хочешь сделать хорошо, сделай сам."

Алэстер Бучан в своей книге «Управление парусной яхтой в одиночку» говорит о том, что любой грамотный шкипер находится в одном шаге от невольного присоединения  к тем, кто плавает в одиночку. «…Независимо от количества людей на борту, если шкипер единственный человек, который может нести вахту, тогда он, на самом деле, осуществляет одиночное плавание. Ему приходится быть либо в кокпите, либо бодрствовать  в течение всего похода. Он принимает все решения, даже самые маленькие, а затем наблюдает за их исполнением. Это и есть описание жизни моряка одиночки...»

Не призывая всех, как один, в ряды одиночников, тем не менее, хочу поделиться личным опытом постановки и уборки парусов, поворотов, а также некоторых других элементов управления яхтой в одиночку. Во всяком случае, стоит попробовать и поупражняться на спокойной воде и несильном ветру. А потом,... может и пригодится… А, если не пригодится, тоже хорошо. Но, по крайней мере, опыта и уверенности в управлении яхтой точно добавит!

 

Постановка парусов

С постановкой парусов нет никаких проблем. Единственное, всё это получается не очень быстро. На крейсерской лодке больше 40 футов не получится сделать это без помощи лебёдок. Особое внимание уделите подготовительным операциям, тут от вашей аккуратности зависит: будут у вас затыки при постановке парусов или всё пройдёт гладко.

Готовим, разбираем все нужные нам веревки. Перебираем их от корневого конца к ходовому, затем наоборот, аккуратно укладывая снасти в кольца. Проследите за тем, чтобы они не пересекались.

Потравливаем гика-шкот, чтобы гик «играл» в горизонтальном секторе около 15°. Выставляем угол гика к мачте (у Лэйзи-джека нок чуть-чуть задран, в случае грота на закрутке – гик должен быть горизонтален).

Приводим яхту в левентик, ставим на автопилот.

Ставим грот

С Лэйзи-Джеком нюансов нет: просто выбираем грота-фал и добиваем его лебёдкой. С гротом на закрутке – чуть хлопотнее.

Заводим грота-шкот на фаловую лебёдку, вставляем ручку. На вторую лебедку заводим на пару шлагов линь закрутки грота (или бесконечную верёвку/endless rope), берём его на руки и снимаем со стопора. Одновременно набивая грота-шкот лебёдкой и потравливая линь закрутки начинаем разворачивать грот на нужную величину. Для уборки грота на закрутке проделываем обратную операцию).

Ставим стаксель

Прежде, чем начнём ставить стаксель, нужно выбрать галс на котором мы будем это делать. Дело в том, что при постановке стакселя в одиночку фурлинь стакселя должен проходить по тому же борту, на котором мы будем ставить стаксель.

Просто удобно работать, когда используются лебёдки по одному борту – не надо раскорячиваться. Кстати, когда вы ставите стаксель экипажем, то по этой же причине удобно, чтобы фурлинь с набиваемым  шкотом были по разным бортам, чтобы не толкаться и не мешать друг другу.

Смотрим на фурлинь. Допустим он проведен по левому борту, значит для нас будет удобен правый галс.

Фурлинь стакселя заводится на вспомогательную лебёдку (у рулевого поста), а стаксель-шкот – на шкотовую. Если вспомогательной лебёдки нет, то можно завести фурлинь на фаловую лебёдку, обведя его вокруг основания шкотовой. 

Снимаем фурлинь со стопора и берём его на руки. Набивая лебёдкой стаксель шкот, одновременно (внатяг) потравливаем фурлинь, и разворачиваем стаксель.

Для того, чтобы убрать стаксель (на фото) производим обратные процедуры на тех же проводках. Набивая лебёдкой фурлинь стакселя и потравливая шкот, осторожно сворачиваем парус.

При этом рулон получится более плотным, чем при уборке руками. Из-за этого вы можете оказаться в ситуации, когда фурлинь уже весь выбран, а стаксель скручен в рулон не до конца. Не переусердствуйте с удерживанием шкота, потравливайте его чуть смелее, ДАВАЯ ЕМУ СЛАБИНУ, и тогда вы избежите этого эффекта "недобора".

Лавировка

Проще всего лавироваться, если у вас «автоматический» стаксель. Много лет назад я первый раз оказался на Hanse с автоматическим стакселем и удивился тому, что экипаж для поворотов вообще не нужен. «Автомат» представлен расположенным на полубаке перед мачтой погоном, по которому перемещается каретка с закреплённым на ней стаксель-шкотом. Вот и вся конструкция. Принципиально очень напоминает проводку на погоне гика-шкота.

Вся процедура поворота при использовании такого автомата сводилась просто к перекладке штурвала: паруса перебрасывались на другой галс самостоятельно. Очень удобная вещь, если отбросить в сторону маленькую площадь стакселя и невозможность его настроить: как поставили, так и стоит!

На шкотовом углу стакселя есть боут из металлической пластины. В нём сделаны полукругом несколько отверстий. Переставляя серьгу стаксель-шкота, можно как-то влиять на твист. Вот и весь набор инструментов! Но всегда чем-то приходится жертвовать в угоду автоматизации J

Ну, а если автоматического стакселя нет? Возможно ли управляться с двумя шкотами в одиночку? Ответ – утвердительный. Более того, это не потребует от вас долгих и мучительных упражнений. Со стороны это вообще выглядит просто и элегантно.  Но соловья баснями не кормят, поэтому – к делу.

На лодках с экипажем при повороте, проходя левентик, один человек раздаёт первый стаксель-шкот, а второй тут же набивает второй на новом галсе как можно скорее, что позволяет быстро снова набрать ход.

Несложно предположить, что при выполнении поворотов вам придётся почти одновременно находиться в трёх разных местах. И ключевое слово здесь – «почти». Т.е. всё-таки не одновременно и это даёт нам шанс.

Итак, вы идёте бейдевиндом, например, правого галса, собираетесь сменить галс и готовитесь к повороту оверштаг.

К повороту!

Разберите ходовой конец закрепленного подветренного шкота. Переберите его от корневого конца (от лебедки) к ходовому и обратно. Это предотвратит образование калышек и позволит шкоту во время поворота (когда вы сбросите шкот с лебёдки) беспрепятственно растравливаться.

 

Приготовьте свободный (наветренный)  стаксель-шкот по правому борту. Для этого накиньте на лебёдку полоборота шкота (полшлага). Не перепутайте, уложите эти полшлага в правильную сторону. У вас не будет времени на исправление ошибки. На большинстве лодок правильная закладка снастей в шлаги – по часовой стрелке. В противном случае у вас шкот не будет удерживать наполнившийся ветром парус, а будет самораспускаться! Закладка шкота в неверном направлении - ошибка не только новичков, но и людей уже опытных. Чего только не бывает в горячке боя! 

 

Приготовьте и положите ручку лебёдки неподалёку от неё. Убедитесь, что ручка «не уйдёт» на волне или при смене галса.

Во время поворота вы будете перемещаться от руля к лебёдкам и обратно к рулю, причём шибко быстро. Убедитесь в том, что на вашем пути не будет накидано верёвок или будет находится кто-то (или что-то) способный помешать вашему одиночному маневру.

 

Поворот!

Тут надо сказать пару слов о том, как работать со штурвалом. Если есть автопилот (и он работает!), то в нём есть функция «Автоповорот» (Autotack). Если вы не разобрались с этой функцией, нажимайте (одновременно!) кнопки -1 и -10, когда вам нужно налево. Или +1 и +10, когда вам, как и в нашем примере нужно направо. После чего лодка плавно и с достоинством начинает поворачивать на 110°.  Я предпочитаю не использовать автопилот, а быстро переложить штурвал на 90°. В этом случае поворот происходит активнее, что особенно важно на волне.

 

Как только яхта пошла в поворот, подходите к подветренной лебёдке с пока набитым и заведённым на лебёдку шкотом. Возьмите шкот на руки, аккуратно сняв его со стопорного уха и приготовьтесь быстро раздать его.

В момент, когда парус начнёт переходить на другой галс, быстро освободите шкот и скоренько – к лебёдке на противоположном борту. Тут уже ждёт, наброшенный на полшлага шкот, который предстоит выбрать.

 

Не тратьте время на набрасывание ещё 2-3 шлагов на лебёдку. Быстро оберните один шлаг и тут же начинайте выбирать шкот. Если вы хотите добиться максимально быстрого результата, помогайте своим рукам, упираясь одной ногой в банку и откидываясь назад всем телом. На крейсерах это вообще удобно делать, упершись задницей в кокпитный столик.

 

После того, как вы максимально (насколько это было для вас возможно) выбрали шкот руками, оберните ещё два шлага и заведите шкот на стопор.

 

Теперь – к штурвалу. Выставьте яхту на нужный курс, зафиксируйте руль в этом положении (автопилот) и подстройте стаксель на новом галсе. После чего можно (Нужно! Особенно в хороший ветер и волну) взять штурвал «на руки».

Чтобы обрезать изображение, выделите область и нажмите кнопку «Готово»
Фото 1 из 1