« – Может займёмся девиацией?

–Ой! Что вы! Я –  девушка приличная…»

 

И тем, кто начинает своё знакомство с навигацией, и тем, кто уже знаком с ней достаточно близко, известна базовая формула:

ИК=КК+ΔК 

(запоминалка для начинающих штурманов: «ика равно кака плюс бяка», простите, дека), где ИК – истинный курс, КК – компасный курс, а ΔК – это общая поправка компаса.

Эта ΔК, в свою очередь складывается из двух величин:

ΔК =d, где d – магнитное склонение, а δ – девиация.

Магнитное склонение – это влияние магнитного поля Земли на стрелку судового компаса (отклонение к западу или к востоку от направления на истинный или, иначе – географический север).

Девиация – это влияние магнитных (электромагнитных) полей судна на стрелку судового компаса, отклоняющих её от истинного направления также к востоку или к западу.

Магнитное склонение – величина постоянная для данной местности в данный год. Каким бы курсом не следовало судно в данном конкретном месте, магнитное склонение будет неизменным в этой точке.

Чего нельзя сказать про легкомысленную девиацию. Её значения, в отличие от магнитного склонения, меняются в зависимости от курса судна. На разных курсах она может быть разной не только по значению, но и по знаку. Поэтому нужно определять значения  девиации компаса для разных курсов

1. С помощью GPS

В этом случае вы заготавливаете табличку по приведённому образцу и сразу заполняете в ней колонки истинных курсов  и магнитного склонения (d). Здесь значения ИК идут через 15°, но можно и через 10° или через 45°, или с другим интервалом: как вам нужно. Именно с таким интервалом вы и будете выстраивать на курс вашу яхту при вычислении девиации.

Значение магнитного склонения берёте с карты (на компасной розе), только не забудьте привести склонение к году плавания, с учётом его ежегодного уменьшения или увеличения. Обращайте внимание на то, с каким знаком записываете значение d в колонку: западное склонение с минусом, восточное с плюсом.

После чего, выбрав место со спокойной водой, начинаете проводить лодку курсами по GPS. Удобнее это делать с помощью автопилота.

Для этого, управляя яхтой с помощью штурвала, ставите её на курс примерно 0°. Включаете автопилот, и сверяясь по GPS (а не по показометру автопилота!!), выводите кнопками автопилота яхту на точный географический север. 

После этого записываете в табличку показания путевого компаса (КК), соответствующее истинному курсу (ИК) 0°. Затем тыкаете в кнопки автопилота, добавляя 15 градусов, и повторяете процедуру, каждый раз вписывая в таблицу значение КК соответствующее выставленному по GPS ИК.

Когда полностью заполните таблицу, вам останется только произвести арифметические действия и вычислить магнитное склонение для каждого курса (δ)

 2. С помощью компаса пеленгатора

Можно рассчитать δ, снимая показания компаса яхты и второго компаса, не подверженного влиянию судового железа и электромагнитных полей. Для этого — спускаете на воду «тузик», привязываете его к корме яхты четырёхметровым линём и, посадив в него человека с компасом-пеленгатором, начинаете проводить лодку курсами от 0° и дальше (через 15°).

Теперь табличка будет состоять всего из трёх столбцов. Столбец «ККЯхты» будет заполнен значениями румбов (0°; 15°; 35°;…345°), по которым вы последовательно, начиная с 0° будете водить свою лодку. А значения ККТузика, соответствующего вашему ККЯхты, прокричит ваш коллега на «тузике», сняв показания своего компаса.

Истинные курсы у яхты (ИКЯ = ККЯ+d+δЯ) и тузика (ИКТ= ККТ+d+δТ) будут одинаковые. Значит правые части этих уравнений тоже одинаковы ККЯ +d+δ = ККТ+d+δТ. Девиации на тузике нет, поэтому δТ=0. Магнитное склонение d одинаково для яхты и для тузика, поэтому при переносе в одну часть уравнения уничтожится.

Окончательная формула для расчёта девиации в таблице будет выглядеть так: δ= ККТ – ККЯ.

На практике для крейсерской яхты вполне достаточно определить девиацию только для главных и четвертных румбов (0°; 45°; 90°; 135° и т. д.). На основании полученных данных вы сможете построить график девиации. и в будущем пользоваться им для получения значений девиации на различных курсах.

2. С помощью створной линии

Для того, чтобы определить девиацию этим способом вам потребуется спокойная и просторная гавань (залив), где можно определить створную линию по двум береговым объектам, нанесенным на карту (которые можно идентифицировать на местности). Если есть существующие створы, можно использовать их.

Перед началом работы нанесите створную линию на карту и вычислите магнитный пеленг (МП=ИП-d). Запишите его в таблицу.

После чего на малом ходу начинайте пересекать на яхте створную линию различными курсами (с выбранным вами интервалом, в нашем примере – через 45°).

На каждом из выбранных вами курсов, в момент пересечения створной линии (определяется визуально, при совмещении двух объектов или створов), нужно взять компасный пеленг на створ и записать его в подготовленную табличку в графу, соответствующую вашему курсу.

Если вы человек педантичный, то для верности эту процедуру нужно выполнить дважды: под двигателем и под парусами. Если полученные значения девиации под двигателем и под парусами значительно отличаются, у вас будут две девиационные таблицы (для каждого из случаев). 

На схеме показан процесс вычисления девиации по створу (истинный пеленг створа с моря ИП=249°).

На основании полученных значений можно будет построить кривую девиации. По этой кривой можно определить девиацию на любом из курсов (например, на КК = 200°).


Чтобы обрезать изображение, выделите область и нажмите кнопку «Готово»
Фото 1 из 1