|
« – Может займёмся девиацией?
–Ой! Что вы! Я – девушка приличная…»
И тем, кто
начинает своё знакомство с навигацией, и тем, кто уже знаком с ней достаточно
близко, известна базовая формула:
ИК=КК+ΔК
(запоминалка
для начинающих штурманов: «ика равно кака плюс бяка», простите, дека), где ИК – истинный курс, КК – компасный курс, а ΔК
– это общая поправка компаса.
Эта ΔК, в
свою очередь складывается из двух величин:
ΔК =d+δ,
где d – магнитное склонение, а δ
– девиация.
Магнитное
склонение – это влияние магнитного поля Земли на стрелку судового компаса (отклонение к западу или к востоку от направления
на истинный или, иначе – географический север).
Девиация
– это влияние магнитных (электромагнитных) полей судна на стрелку судового
компаса, отклоняющих её от истинного направления также к востоку или к западу.
Магнитное склонение – величина постоянная для данной местности в данный
год. Каким бы курсом не следовало судно в данном конкретном месте, магнитное
склонение будет неизменным в этой точке.
Чего нельзя сказать про легкомысленную девиацию. Её значения, в отличие
от магнитного склонения, меняются в зависимости от курса судна. На разных
курсах она может быть разной не только по значению, но и по знаку. Поэтому
нужно определять значения девиации
компаса для разных курсов
1. С помощью GPS
В этом случае вы заготавливаете табличку по приведённому образцу и сразу заполняете в ней колонки истинных курсов и магнитного склонения (d). Здесь значения ИК идут через 15°, но можно и через 10° или через 45°, или с другим интервалом: как вам нужно. Именно с таким интервалом вы и будете выстраивать на курс вашу яхту при вычислении девиации.
Значение магнитного склонения берёте с карты (на компасной розе), только не забудьте привести склонение к году плавания, с учётом его ежегодного уменьшения или увеличения. Обращайте внимание на то, с каким знаком записываете значение d в колонку: западное склонение с минусом, восточное с плюсом.
После чего, выбрав место со спокойной водой, начинаете проводить лодку курсами по GPS. Удобнее это делать с помощью автопилота.
Для этого, управляя яхтой с помощью штурвала, ставите её на курс примерно 0°. Включаете автопилот, и сверяясь по GPS (а не по показометру автопилота!!), выводите кнопками автопилота яхту на точный географический север.
После этого записываете в табличку показания путевого компаса (КК), соответствующее истинному курсу (ИК) 0°. Затем тыкаете в кнопки автопилота, добавляя 15 градусов, и повторяете процедуру, каждый раз вписывая в таблицу значение КК соответствующее выставленному по GPS ИК.
Когда полностью заполните таблицу, вам останется только произвести арифметические действия и вычислить магнитное склонение для каждого курса (δ)
2. С помощью компаса пеленгатора
Можно рассчитать δ, снимая показания
компаса яхты и второго компаса, не подверженного влиянию судового железа и
электромагнитных полей. Для этого — спускаете на воду «тузик», привязываете его
к корме яхты четырёхметровым линём и, посадив в него человека с
компасом-пеленгатором, начинаете проводить лодку курсами от 0° и дальше (через
15°).
|
Теперь табличка будет состоять всего из
трёх столбцов. Столбец «ККЯхты» будет заполнен значениями
румбов (0°; 15°; 35°;…345°), по которым вы последовательно, начиная с 0° будете
водить свою лодку. А значения ККТузика, соответствующего вашему ККЯхты,
прокричит ваш коллега на «тузике», сняв показания своего компаса.
Истинные
курсы у яхты (ИКЯ = ККЯ+d+δЯ) и тузика (ИКТ= ККТ+d+δТ) будут одинаковые. Значит правые части этих
уравнений тоже одинаковы ККЯ +d+δ = ККТ+d+δТ.
Девиации на тузике нет, поэтому δТ=0. Магнитное склонение d
одинаково для яхты и для тузика, поэтому при переносе в одну часть уравнения
уничтожится.
Окончательная
формула для расчёта девиации в таблице будет выглядеть так: δ= ККТ –
ККЯ.
На практике для крейсерской яхты вполне достаточно определить девиацию
только для главных и четвертных румбов (0°; 45°; 90°; 135° и т. д.). На
основании полученных данных вы сможете построить график девиации. и в будущем
пользоваться им для получения значений девиации на различных курсах.
2. С помощью створной линии
Для того, чтобы
определить девиацию этим способом вам потребуется спокойная и просторная гавань
(залив), где можно определить створную линию по двум береговым объектам,
нанесенным на карту (которые можно идентифицировать на местности). Если есть
существующие створы, можно использовать их.
|
Перед началом работы нанесите створную линию на карту и вычислите магнитный пеленг (МП=ИП-d). Запишите его в таблицу.
После
чего на малом ходу начинайте пересекать на яхте створную линию различными
курсами (с выбранным вами интервалом, в нашем примере – через 45°).
На каждом из выбранных
вами курсов, в момент пересечения створной линии (определяется визуально, при
совмещении двух объектов или створов), нужно взять компасный пеленг на створ и записать
его в подготовленную табличку в графу, соответствующую вашему курсу.
Если вы человек педантичный, то для верности эту процедуру нужно выполнить дважды: под двигателем и под парусами. Если полученные значения девиации под двигателем и под парусами значительно отличаются, у вас будут две девиационные таблицы (для каждого из случаев).
На схеме показан процесс вычисления девиации по створу (истинный пеленг створа с моря ИП=249°).
На основании
полученных значений можно будет построить кривую девиации. По этой кривой можно
определить девиацию на любом из курсов (например, на КК = 200°).