Казалось бы: ну, какие проблемы могут быть с отходом от причала? Это же не швартовка. Вот там боковой ветер – это проблема, а отход…

Отход от причала, конечно, не швартовка, но далеко не плёвое мероприятие, как может показаться человеку несведущему.

При спокойной погоде и отсутствии течения этот маневр не представляет сложности. Отваливание на отжимном и навальном ветру (если это не 6 баллов) для шкипера с некоторым опытом управления яхтой тоже не составит особого труда. Есть некоторые нюансы при выходе из марины, когда после отхода от швартовочного места нужно поворачивать в «коридор». Тут просто нужна внимательность и контроль за норовящим уйти под ветер носом яхты.

Но при сильном боковом ветре выход из марины, да и вообще от причальной стенки будет осложнён серьёзным риском навала на муринги (или якорные цепи) соседей. Худший сценарий – наваливание на соседние лодки с возможными повреждениями бортов, релингов и леерных стоек.

Впрочем, соловья баснями не кормят. Попробуем грамотно и безопасно отойти от причала в марине при сильном боковом ветре (более 15 узлов). Рассмотрим случай, когда яхта ошвартована кормой к причалу (например, в марине).

Алгоритм отхода прост, как огурец. Его мне когда-то поведал один добрый грек, наблюдая за моими безуспешными попытками отвалить от набережной в Лаврио. Он забрался ко мне на лодку и, попросив разрешения (потрясающий яхтенный этикет!), на скорую руку провёл практическое занятие на выведенную в заголовок тему (к сожалению, в яхтенной школе нам об этом не рассказывали). Этот урок я очень хорошо усвоил и после этого много раз применял его на практике.

Итак, отходим правильно:

Швартовные концы должны быть заведены «серьгой» (т.е. с утки вокруг кнехта и обратно на кормовую утку).

Расстановка людей: вы за штурвалом, один человек на муринге, один на кормовых швартовах, остальные одерживают лодку.

1. Отдать кормовой подветренный швартов и быстро выбрать его на борт. После чего перейти к наветренному и взять его «на руки» (не отдавая до конца, оставить на утке один шлаг и держать внатяг).

Предупредите человека, который будет держать швартов «на руках», что усилие на конце могут быть значительными. Чтобы конец не «ушёл» раньше времени, нужно контролировать его положение относительно утки! Тот, кто отвечает за муринг, тоже должен взять его «на руки» и быть в готовности отдать его по команде.

2. Повернуть руль в сторону ветра (угол перекладки штурвала зависит от размеров лодки и от силы ветра) и дать «Средний вперёд».

Одновременно с этим начать потравливать наветренный кормовой. Важно не давать ему прослабнуть! Швартов должен быть всё время натянут в то время, как вы его травите. Берегите руки!

Муринг пока не отдаём. Он нам ещё нужен, как страховка от ухода носа яхты под ветер.






3. Лёгкий нос, обладая к тому же большой парусностью будет стремиться уйти под ветер. Работая рулём (в сторону ветра) и ручкой газа-реверса (добавляя газ или, если нужно, чуть сбавляя его), необходимо удерживать лодку от сваливания под ветер носом. 

В принципе, на ветру до 17-18 узлов можно даже и не перекладывать руль на ветер. Достаточно держать обороты чуть выше «среднего вперед».

4. Отдать муринг. Теперь – особый контроль за положением носа. Лодка будет стремиться встать в одну линию со швартовным концом и, следовательно будет идти лагом на ветер.

Сваливание носа под ветер нужно компенсировать поворотом руля на ветер и кратковременным увеличением оборотов двигателя. Небольшой уход кормы под ветер можно предотвратить, одерживая леера соседней лодки.

5. Когда мидели соседних лодок пройдут по вашей корме, отдать кормовой наветренный. Руль по-прежнему на ветер.

6. Как только ваша корма поравняется с носовыми утками соседей, доворачивайте потихоньку под ветер и уходите чистой водой.

Если уходить нужно не в подветренную сторону, а на ветер, тогда после пункта 5 дайте ветру возможность довернуть нос и, выйдя со стояночного места остановите лодку малым (или средним) назад. После чего спокойно выходите против ветра задним ходом. Яхта очень устойчиво движется кормой против ветра, не рыскает и хорошо управляется.

Максимальный боковой ветер, при котором я уходил, используя этот способ, был 22-26 узлов. Мы стояли в Лутре (о.Кифнос, Киклады) и ночью были вынуждены уходить от надвигающегося юго-восточного шторма, чтобы успеть к сроку сдачи яхты.

Ситуация осложнялась тем, что ещё во время швартовки кормой к причалу у нас при отдаче якоря отказал брашпиль и якорь мы отдавали вручную. Но это полбеды: теперь нужно было не просто уходить на боковом ветру, но ещё и вручную выбирать около 40 мякорной цепи. Кто был в Лутре, знает, что гавань там не очень просторная, заполненная большим количеством рыбацких лодок и яхт. Большая часть из них оказалась в аккурат с подветренной от нас стороны (мы стояли прямо напротив входа, там же и был брошен якорь). А на выходе из марины ещё и отмель под боком.

Понимая, что «вися» на наветренном швартове придётся отходить максимально далеко (к точке отдачи якоря), нарастили кормовой швартов длинным (40 м) концом, предварительно разгрузив наветренный кормовой швартов дублёром, заведенным на наветренный мидель. Но, поскольку кормовой нужно было заводить серьгой, получалось, что к точке отдачи якоря мы всё равно не дойдём. Тем не менее, начали отход от причала.

Руль на ветер, газом «играю», швартов травим, двое на баке: один выбирает цепь, второй между ног у него складывает её в якорный ящик. Таким макаром мы прошли практически по прямой, с небольшими завалами под ветер около 25-30 метров. Как только пришлось отдать потравленный до конца швартов (больше его не наращивали из опасения, что узел застрянет в береговой утке) лодку тут же начало валить под ветер.

Немного не хватило, чтобы поднять якорь. Ещё метров пять шесть удалось продержать её без активного сноса и всё: метров 10-12 цепи (при глубине около 7 м) остались невыбранными, когда яхту активно стало валить на «рыбаков», стоящих в два борта прямо у входа. Из двух зол пришлось выбрать наименьшее. Избегая навала, пришлось довернуть нос яхты на ветер, к выходу и, дав полный газ, вырвать неподнятый со дна якорь, после чего уходить на глубину, большую 15 м чтобы можно было спокойно его поднять. Несколько раз якорь цеплялся за дно, но мы не снижали хода и выскочили на глубину.

Если бы мне до этого случая сказали, что такой маневр с потравливанием 25 м швартова и выборкой якоря вручную в тесной гавани при боковом 5-ти бальном ветре возможен, я бы только скептически пожал плечами: мало ли чего люди не придумают. Но теперь точно знаю – это работает. 

Чтобы обрезать изображение, выделите область и нажмите кнопку «Готово»
Фото 1 из 1