«Завершив настройку парусов, экипаж получил короткую передышку. Я убрал руки со штурвала. Яхта, с приятным шелестом разрезая невысокие волны, шла вперёд, как по накатанной колее: ровно, не делая попыток увалиться или привестись»…

Простите! Что значит: «убрал руки со штурвала»? Ерунда какая-то!

Но именно такая картина складывается, если вы правильно отцентровали паруса. Заметьте: никакого автопилота! Яхта с отцентрованными парусами хорошо держит курс и без автопилота.

Центровка парусов – очень важный элемент настройки, влияющий сразу на несколько ходовых характеристик яхты.

И один из них – это баланс руля. Если центровка выполнена неправильно, лодка всегда будет иметь тенденцию к увалу или приведению, вынуждая рулевого всё время корректировать её курс и «висеть» на руле. В результате ваша лодка будет идти на «ручном тормозе»: набегающий на повёрнутое перо руля поток воды будет тормозить движение. К сожалению, не всегда при обучении в яхтенных школах этому уделяется должное внимание.

Краткое содержание предыдущих серий, в смысле - теоретического курса. Не для умничания и не в назидание тем, кто с этим незнаком, а просто, чтобы было понятно, о чём речь. 


Ветер воздействует на всю площадь парусов, набегая под определенным углом атаки. Но для физических расчётов ветровой поток, а точнее, силу его воздействия на паруса, представляют, как некую равнодействующую.  Раз есть сила, должна быть и её точка приложения.

Равнодействующая сила давления ветра на паруса приложена к определенной точке. Курс общей физики предлагает считать этой точкой центр тяжести поверхности парусов, когда они расположены в ДП яхты. Это — центр парусности (ЦП) или combine center of effort.

Силе дрейфа, приложенной в ЦП, противодействует сила бокового сопротивления корпуса яхты. Сила бокового сопротивления приложена в центре бокового сопротивления (ЦБС) — center of lateral resistance. Он расположен в центре тяжести проекции подводной части яхты на диаметральную плоскость.

В случае, когда яхта идет на ровном киле, ЦП должен лежать на вертикали, проходящей через ЦБС. Момент сил разворачивающих яхту отсутствует.

Если ЦП оказывается впереди ЦБС (рис. «Б»), то сила дрейфа, оказавшаяся впереди относительно силы бокового сопротивления, создает крутящий момент, отворачивая нос судна от ветра — яхта будет уваливаться.

Если ЦП окажется позади ЦБС, то лодка будет поворачивать нос к ветру, будет приводиться (рис. «В»).

Чтобы яхта имела ровный ход, паруса надо отцентровать. Что это значит?

Это значит, создать условия, при которых ЦП и ЦБС окажутся на одной вертикальной линии в положении, при котором яхта на бейдевинде при ветре от 5 до 12 узлов будет уравновешена парусами.

Иными словами — после завершения центровки яхта должна устойчиво держать курс, даже, когда рулевой не будет прикасаться к штурвалу (с пером руля в ДП). Для этого нужно запомнить два правила.

Два основных правила центровки:

-    Грот приводит яхту

-    Стаксель уваливает яхту

На рисунках показан принцип понимания центровки. Но следует отметить, что когда яхта идет под одним большим генуэзским стакселем, эффект уваливания будет гораздо менее заметен, чем эффект приведения, когда она будет идти под одним гротом.

Достижение баланса между двумя парусами, когда приведение от грота компенсируется уваливанием от стакселя, примитивно и есть смысл центровки.

Поэтому большинство яхт склонно приводиться, если «перенабит» грот и потравлены передние  парусаВ случае же, когда перенабиты передние и перетравлены задние паруса, судно будет уваливаться.

Когда рулевому приходиться всё время «висеть» на руле, чтобы удерживать на курсе постоянно приводящуюся к ветру яхту, следует простая команда: «Стаксель подобрать, грот потравить!»

Неотцентрованная яхта всегда идёт с рулём переложенным на ветер (или под ветер) и, значит, постоянно притормаживает пером руля, повернутым в потоке. Поэтому центровка яхты так обязательна для увеличения скорости яхты.


В статье использованы материалы учебника "Школа яхтинга", Иваничкин Андрей

 

 

Чтобы обрезать изображение, выделите область и нажмите кнопку «Готово»
Фото 1 из 1