Случаев на море, когда востребован дрейф под парусами множество.

Например, для быстрой остановки яхты перед внезапно открывшимся препятствием, когда нет возможности ни увалиться, ни скрутить поворот.

В оффшорном плавании не очень комфортно обедать на свежем ветру и волне. Положив лодку в дрейф под парусами можно спокойно приготовить горячую еду, отдохнуть и перекусить. 

А может вам нужно заняться срочным ремонтом? Или вы решили бороться со штормовыми волнами, имея минимальный дрейф под ветер и надёжную защиту от обрушивающихся гребней?

«Положите лодку в дрейф! И можете спокойно заняться своими делами.» - советуют опытные моряки. Что это? Как и что нужно сделать, чтобы положить яхту в дрейф под парусами? И для чего использовать такой дрейф?

Упражнение по укладке яхты в дрейф учатся выполнять все, кто собирается стать яхтенным капитаном. Ни одна яхтенная школа не оставит этот маневр без внимания. Всё очень несложно: разок показал и можно ставить «галочку». Собственно, в двух словах, всё очень просто: крути поворот оверштаг, и не трогай шкоты. Но, как в популярном анекдоте, «есть нюанс!». Да не один. Разберём их для бермудского шлюпа.

Под двумя парусами

1. Находясь на курсе бейдевинд (или приведясь до него), выполняют поворот оверштаг, не раздавая подветренный стаксель-шкот. В результате после выполнения поворота стаксель оказывается на ветру. То есть, говоря проще, шкотовые матросы при повороте вообще не прикасаются к шкотам.

2. Затем, отрегулировав положение гика (потравливая или подбирая гика-шкот), перекладывают руль на ветер на определённый угол. После чего лодка должна незначительно двигаться под ветер, постепенно спускаясь по ветру со скоростью 1-2 узла.

Главное условие: она не должна иметь хода ни вперед, ни назад! Иначе – это не дрейф!

Механика этого процесса вкратце такова: грот будет вынуждать яхту приводиться и пытаться двигать её вперед, в то же время неестественно вынесенный на ветер стаксель будет стараться двигать нос в увал и предотвращать движение вперед, тормозя ход.

На какой угол переложить руль на ветер? Это зависит от индивидуальных особенностей каждой яхты. Одни «просят» повернуть руль до упора, другие — на 15°-20°. Важно добиться стабильного положения яхты. С гротом та же история. Потравить гика-шкоты совсем чуть-чуть или от вольного зависит от яхты.

Чтобы выйти из дрейфа, нужно выбрать подветренный шкот (естественно, одновременно раздав наветренный), тем самым приведя стаксель в его естественное положение.

Играя гротом и изменяя угол поворота руля на ветер нужно постараться добиться, чтобы (Внимание!):

- яхта заняла положение носом к ветру под углом 50-60°;

- не имела хода вперёд и, тем более, назад;

- поступательно с небольшой скоростью (не более 1,5-2,0 узла спускалась по ветру, образуя с наветренной стороны гидродинамический след (т.н. пятно турбулентности).

 Под зарифленным гротом в шторм

Применять маневр «Нeavе-to» можно практически в любой ветер, причём в штормовую погоду на длинных и высоких обрушивающихся волнах это более, чем оправдано.

Нужно понимать, что в ветровых условиях от гейла (30-35 узлов), класть яхту в дрейф нужно под одним зарифленным на третью полку гротом, имея стаксель уже полностью убранным.

 


Наибольшую опасность в штормовом море представляет не столько (и даже!) не ветер. Волны, обрушивающиеся на судно и стремящиеся опрокинуть, смять его – вот главная опасность. Особенно опасны волны с обрушивающимся (опрокидывающимся) гребнем.

Гидродинамический след (он же – пятно турбулентности, он же – вихревая дорожка фон Кармана), полоса сглаженной воды, возмущённой перемещающимся в ней килём, образуется при дрейфе, разрушая обрушивающиеся гребни волн, тем самым защищая яхту от их мощных ударов. Крен небольшой, качка не выматывающая.

На усиливающемся ветру, возможно, придётся добавить парашютный якорь, удерживающий нос от уваливания под ветер.

 

Линн и Лари Парди в своей книге «Тактика штормования» («Storm Tactics») вообще доказывают, и очень убедительно, что это единственно правильный метод штормования, особенно, если у вас под ветром не так много свободного от опасностей пространства. 



В статье использованы материалы учебника для яхтенных капитанов "Школа яхтинга", Андрей Иваничкин

Чтобы обрезать изображение, выделите область и нажмите кнопку «Готово»
Фото 1 из 1