Черногория – Италия – Хорватия
(Михаил Лукьянов)
В сентябре, наконец, я совершил давно запланированный
поход из Черногории в Италию и вернулся обратно через Хорватию. Про сам поход
расскажу как-нибудь позже. Здесь же просто поделюсь своими впечатлениями от
пересечения границ во время этого похода.
Начну с Черногории. В минувшем году здесь произошли
некоторые изменения на границе. Как хорошие для нас, так и плохие, на мой
непросвещённый взгляд. Стартуем с Порто Монтенегро, наиболее популярного у
российских яхтсменов.
Итак, Порто Монтенегро и
черногорско-хорватская граница.
Из плохого
Теперь, даже если заходишь только открепиться в сезон
с 1 мая по 30 сентября и швартуешься у причальной стенки таможенного причала
исключительно для прохождения таможенно-пограничного контроля в марине
Порто-Монтенегро, необходимо оплатить полдня стоянки в марине. Даже, если ты
управился раньше, оплата не почасовая – плати за полдня (моя 36-я обошлась в 34
евро). То есть в любом случае предстоит пеший (ежели не перехватишь кого-то из
обслуги марины на электромобиле) поход до ресепции марины и обратно.
Ну и оплата стоянки.
Из хорошего
Открылась после ремонта заправка, прямо с краю
таможенного причала. Обслуга марины приветлива и помогает с оформлением всех
формальностей забесплатно.
Настоятельно рекомендую при
следовании в Хорватию прикрепляться в Цавтате, как в первом месте после
выхода из Которской бухты и пересечения Черногорско-Хорватской границы. Там у
хорватов правило железное. Вся процедура проходит только при постановке лодки
на таможенный причал, отмеченный желтым флагом.
Цавтат, таможенный причал
Причальчик там маленький, да ещё там иногда имеют
место быть мега-девайсы, которые занимают почти весь причал да еще и с кучей народу. Попытка схалявить и
встать на якорь в бухте Цавтата с целью достижения берега на тузике и экономии
времени на процедуре провалилась чуть не со скандалом. Хорватские полицейские
сразу интересуются, где ты встал и, ежели не там где положено, то гонят в шею
перешвартовываться.
Швартовка к причалу – на якоре и кормовых. Места для маневра
мало и нередки случаи перехлестывания якорных цепей. Так что поаккуратнее.
Едем дальше. В смысле: из Черногории в Италию (Бари)
Италия (Бари)
Марина в Бари здоровенная, совмещенная с грузовым
терминалом. После швартовки на таможенном причале, надо подойти к
сторожу и доложиться о прибытии. Позабавили переговоры со сторожем, который ни
бельмеса не понимает по-английски! Ни на хорошем, ни на плохом: ни на каком. Общались
с помощью его мобильного телефона с переводчиком. Полиглот интересуется: на
сколько пришли, после чего вызывает полицию, которая приезжает уже со сканером
в чемоданчике и пограничными печатями.
Стоянка с водой и электричеством – 36 евров в сутки.
Есть заправка, но цены впечатляют: почти полтора евро
за литр солярки.
Переход Италия (Vieste) – Хорватия (Ластово)
Все попытки пройти пограничный контроль и открепиться
в Италии в марине Вьесте закончились отсылом на ….. за
Другое дело прикрепление в Хорватии. Остров Ластово
находится аккурат напротив шпоры Итальянского сапога и идти до него от Вьесте
Рядом заправка. Опытные товарищи, которые шли этим же
маршрутом раньше, пытались проигнорировать прикрепление к Хорватии в этом
месте, были вычислены хорватами и оштрафованы за нарушение
таможенно-пограничного режима. Так что делайте выводы.
Всем удачи в море! Буду рад, если информация
пригодится.