Для тех, кто только собирается ступить на борт парусной яхты и даже на первых порах не хочет выглядеть «сухопутным мазутом» имеет смысл начать знакомство с устройством лодки и некоторой спецификой яхтенного языка уже сейчас, на берегу. Дело это нехитрое, но, безусловно, полезное.

Особенно, что касается терминов. Не люблю замыленных высказываний, но лучше не скажешь:  «...Если на борту судна вы назовете шкот веревкой, вас молча выбросят за борт, как безнадёжно сухопутного человека» (Алексей Толстой). Параллельно выучим английские названия.

Обещаю сильно постараться и не сделать эти «смотрины» занудным рассказом из разряда «Вот это стул – на нём сидят, вот это стол – за ним едят». Всё – только самое необходимое и только с картинками. J

И, чтобы не разводить турусы на колёсах, сразу – к делу. Любая яхта состоит из двух частей. Это корпус и парусное вооружение. То, что находится в воде – это корпус, то, что находится на корпусе – это парусное вооружение.

Корпус

Корпус условно делится на три части: переднюю носовую, заднюю кормовую и среднюю – мидель. Поэтому, если вас пошлют на мидель  это не ругательство.

Корпус снабжён килём, одна часть которого закреплена в нижней части корпуса, а вторая оканчивается тяжёлым обтекателем – бульбом. Бульб предназначен для смещения центра тяжести яхты как можно ниже ватерлинии, чтобы повысить её остойчивость. А ещё некоторые, не помнящие о хорошей морской практике, садятся на него на мель.

Поворачивает яхта с помощью пера руля, который через головку руля и балер связан со штурвалом или румпелем. Балер - это вертикальный вал (металлическая палка), которая в воде заканчивается пером руля, а в кокпите - румпелем или штурвалом.

Вот вам три картинки, и на этом с корпусом – всё.

Знакомьтесь, яхта в профиль

 

Что у корпуса вверху…

 

Что у корпуса внутри…

1

Форпик

Forepeak

10

Кормовой рундук

Underbank locker

19

Степс мачты

Steps of mast

2

Носовой релинг

Pulpit (корм. pushpit)

11

Газовый баллон

Gas bottle

20

Кингстон гальюна

WC seacock

3

Переборка

Bulkhead

12

Двигатель

Engine 

21

Гальюн

Head

4

Диван в салоне

Bench in wardroom

13

Кормовая  каюта

Aft cabin

22

Форлюк

Forеhatch

5

Комингс

Coaming

14

Продольная  переборка

Lengthwise bulkhead

23

Носовая каюта

Bow cabin

6

Камбуз

Galley

15

Морские  карты

Charts 

24

Носовая переборка

Bow bulkhead

7

Пайолы

Duckboards (flores)

16

Штурманский  стол

Сhart)table

25

Якорная цепь

Anchor chain

8

Дверь в каюту

Door to the cabin

17

Навигатор-прокладчик

Chartplotter 

26

Форштевень

Stem

9

Газовая плита

Gas oven

18

Приборная панель

Instrument panel

 

 

 

 

Как-то так это выглядит …

Что же, с корпусом яхты мы, в принципе, познакомились. Теперь можно выйти наружу и перейти к изучению второй части яхты.

Парусное вооружение

Парусное вооружение предназначено для того, что бы, парусная яхта не ходила под мотором.

Составные части парусного вооружения это: паруса (sails), рангоут (spars) и такелаж (rig).

Паруса – это те самые романтические крылья бабочки, которые так нравятся наблюдающим за ними девушкам на пляже. Рангоут –  это комплекс конструкций, на котором вся эта романтика расположена и к чему она крепится. Такелаж – это куча верёвок и верёвочек, которыми всё это поднимается и управляется, для того, чтобы привести в восторг девушек на пляже.

Парус (sail). Все чартерные яхты имеют вооружение бермудского шлюпа: два треугольных паруса (передний – стаксель, задний – грот).

Стороны этих треугольников называют шкато́рины, а углы, как ни странно, просто углами

Задняя шкаторина традиционного грота всегда имеет небольшой выгиб наружу — горб, который поддерживают тонкие пластины — латы, вставленные в специальные карманы паруса. Латы есть не на всех парусах. На современных яхтах очень распространены гроты, которые скручиваются в рулон внутри мачты (грот на закрутке). Такие паруса шьются почти плоскими (для удобства скручивания) и не имеют ни горба, ни лат.

Понятно, что паруса не могут быть вещью в себе и висеть в воздухе, как улыбка Чеширского Кота. Их надо на чём-то закрепить и чем-то управлять. Для этих целей служат рангоут и такелаж.

Ранго́ут (spars) — это совокупность всех деревянных или металлических частей вооружения, служащих для крепления и несения парусов. Рангоут бермудского шлюпа представлен: мачтой (mast) с кра́спицами, гиком (boom), спина́кер-гиком (spinaker-boom или pole)

Главной частью рангоута является мачта. Верхний конец мачты называется топом, нижний — шпором. Шпор мачты опирается в степс — специальную деревянную или металлическую подушку, укреплённую на килевой части яхты.

Гик — горизонтальное рангоутное дерево, к которому крепится нижняя шкаторина грота. «Дерево» не означает, что он должен быть деревянным. Этим термином обозначают части рангоута.

Конец гика, упирающийся в мачту, называется пяткой, противоположный конец — ноком. Пятка гика имеет оковку, которая входит в вертлюг (boom swivel), позволяющий гику поворачиваться вправо-влево и вверх-вниз.

Краспицы (spreaders) — служат для расчалки вант и представляют собой поперечные перекладины на мачте.

С рангоутом более или менее разобрались, теперь переходим к такелажу.

Такелаж (rig) — все снасти на судне, служащие для укрепления рангоута и управления парусами, а также грузоподъёмных работ. Такелаж делится на стоячий и бегучий.

Стоячий такелажstanding rigging (ванты-shrouds, штаги-stays и пр.) — неподвижные снасти (потому и «стоячий») для расчалки и поддержания в рабочем положении рангоута. В основном стоячий такелаж служит для расчалки мачты.

Чтобы мачта не завалилась ни вперёд, ни назад существуют штаги – передний (форштаг) и задний (ахтерштаг). Чтобы не упала вбок – есть ванты. Можно конечно включить «профессора» и дать такое определение: «Форштаг и ахтерштаг обеспечивают устойчивую работу мачты в плоскости ДП. А для того, чтобы мачта воспринимала боковые нагрузки (из плоскости ДП), её расчаливают через краспицы вантами». Но суть от этого не поменяется.

По дороге надо рассказать ещё, что такое ДП, поскольку на лодке часто пользуются этим термином. Диаметральная плоскость (ДП) –  это вертикальная плоскость, которая виртуально рассекает яхту посередине от носа до кормы, проходя через мачту (по оси симметрии).

Ванты и штаги крепятся к корпусу на соответствующих оковках — вант-путенсах (chainplate) и штаг-путенсах, надежно закрепленных в корпусе яхты. Натяжение вант осуществляется винтовыми стяжками — талрепами (turnbuckle).

Бегучий такелаж (running rigging) — подвижные снасти для постановки и уборки парусов и рангоута, управления парусами, подъема и спуска сигналов, грузов и шлюпок. На бермудском шлюпе два основных типа бегучего такелажа – фалы и шкоты.

Фалы (halyards) предназначены  для ПОДЪЁМА парусов или частей рангоута.

Грота-фал (main halyard) – для подъёма грота, стаксель-фал (jib halyard) — для подъема стакселя.

Шкоты (sheets) — служат для УПРАВЛЕНИЯ парусами или подвижным рангоутом. Гика-шкот (main sheet) для управления гиком; стаксель-шкоты (jib sheets) — для управления стакселем.

Топенант (topping lift) — снасть, идущая через топ мачты и поддерживающая гик на ходу яхты и при стоянке, когда грота-фал растравлен (или при его обрыве), чтобы гик не падал на палубу.

Перед постановкой паруса с помощью топенанта регулируют положение гика относительно горизонта. После того, как грот поднят, топенанту дают слабину, чтобы гик не подпирал грот и парус свободно мог работать.

Грота-шкот (main sheet) служит для натяжения нижней шкаторины грота. В случае, если грот на закрутке, то грота-шкотом за шкотовый уrгол разворачивают  грот из рулона в мачте.

Грота-шкот крепится к шкотовому углу грота.  Гик в своей верхней части имеет паз, по которому движется ползун. Ползун имеет шкив для проводки грота-шкота. Этот шкив нужен для обеспечения горизонтального усилия и снижения усилия при работе с грота-шкотом.

И запомните: только конченный «чайник» путает грота-шкот с гика-шкотом.

Гика-шкот (boom sheet)  управляет гиком! Проводка гика-шкота (на фото – в три лопаря) расположена снизу от гика. А проводка грота-шкота – сверху от гика.

Оттяжка гика (boomvang), как это следует из названия, предназначена для того, чтобы  оттягивать вниз гик. В основном используется на полных курсах. И не спрашивайте сейчас: зачем на полных? что такое полные курсы? и чем они отличаются от худых? Ответы на эти вопросы вы найдёте на яхте, у вашего капитана. А потом, когда вернётесь домой (и если будет охота), почитайте статьи про настройку парусов («Параметры настройки и форма паруса», «Принципы настройки грота»).

К сказанному добавлю, что на современных крейсерских яхтах оттяжка гика снабжена пневматическим компенсатором, который подпирает гик снизу. Это в известной степени упрощает работу с оттяжкой и регулировкой положения гика.

Существуют и другие снасти бегучего такелажа для управления дополнительными носовыми парусами: спинакер-фал, шкоты, брасы и др. Но пока их трогать не будем: с основным добром бы разобраться. J

А чтобы было легче разбираться, вот вам заключительная картинка с пояснялками, и – удачи вам. Осваивайте. Оно того стоит!

Ахтерштаг

Backstay

 

Кранец

Fender

 

Приборы

Instruments

 

Топенант

Topping lift

Ванта

Shroud

 

Концы

Rope

 

Релинг носовой

Pulpit

 

Транец

Transom

Вход в каюты

Companionway

 

Крыша рубки

Coach roof

 

Релинг кормов.

Pushpit

 

Трап купальн.

Swim. ladder

Гик

Boom

 

Лебёдка

Winch

 

Рундук

Locker

 

Трап-сходни

Gungway

Гика-шкот

Mainsheet

 

Леер

Guard rail

 

Ручка газа

Gear control

 

Утка

Cleat

Грот

Main-sail

 

Леерная стойка

Stanchion

 

Сдвижной люк

Sliding hatch

 

Фал

Holyard

Закрутка

Furling

 

Леер штормовой

Jackstay

 

Слани

Flore

 

Флаг регистр.

Ensing

Запасной якорь

Kedge anchor

 

Мачта

Mast

 

Спасат. плот

Life raft

 

Форштаг

Forestay

Иллюминатор

Lightport

 

Оттяжка гика

Boomvang

 

Стопора

Jammers/piano

 

Форштевень

Stem

Каретка

Car

 

Перо руля

Rudder

 

Стаксель/генуя

Jib (genoa)

 

Швартов

Mooring line

Киль

Keel

 

Поручень

Grabrail

 

Стаксель-шкот

Jib sheet

 

Шкот

Sheet

Корм. подзор

Counter

 

Погон каретки

Traveller

 

Талреп

Turn buckle

 

Якорь

Anchor


Всем - удачи в море!












Чтобы обрезать изображение, выделите область и нажмите кнопку «Готово»
Фото 1 из 1