Что такое «якорная стоянка» известно всем, что такое
«по-средиземноморски» тоже большинству народа понятно. Непонятно только почему
способ Long Line Ashore назвали якорной
стоянкой «по-средиземноморски». Пёс его знает почему. Может из-за популярности
такого вида стоянок на Средиземноморье? Или потому, что перевод английского
термина: «длинный конец на берег» по-русски звучит как-то двусмысленно. J
Но сейчас не об этом. Ветераны яхтенного движения вообще
могут дальше не читать, а перейти в более
интересные для них материалы.
А я хочу поделиться опытом с теми, кто делает первые, но уверенные шаги в освоении парусной яхты и хочет, чтобы они были ещё более
уверенными.
Так вот, как следует из названия («long line ashore») особенностью
якорной стоянки по-средиземноморски является то, что положение яхты фиксируется
отданным носовым якорем и длинным кормовым швартовным концом (или двумя
кормовыми), закреплённым на берегу (на битенге, тумбе, дереве или камне). В
этой ситуации яхта не следует за изменениями ветра и течения, а остаётся на
месте.
Чтобы достичь этого стабильного положения яхтенный народ
пользуется двумя основными способами:
Один из способов, которым часто пользуюсь сам:
Перед постановкой на якорь на воду спускают тузик и привязывают
его на корме. Тузик удобнее спускать с подветренного борта, днищем по леерам,
кормой вниз (фото 1) Тогда он не цепляется уключинами за леера, легко сходит на
воду, и не придавливается ветром к борту яхты. Не упустите фалинь («верёвочку»,
закреплённую за рым в носовой части тузика). После того, как тузик окажется на
воде, его необходимо провести за фалинь на корму и раскрепить на транце яхты. Лучше
всего зафиксировать его на транце яхты бортом, как показано на фото 2.
После чего складывают в него бухту с длинным швартовным концом и устанавливают вёсла (фото 3).Если на борту есть подвесной мотор, его устанавливают на транце тузика и проверяют его работоспособность (фото 4).
1. Из двух человек формируется швартовная команда: один — управляет тузиком, второй — отвечает за швартовный конец;
2. Швартовщики отправляется на тузике к месту крепления швартова на берегу;
3. Рулевой и баковый проводят процедуру постановки на якорь;
4. Одновременно швартовная команда должна закрепить швартов одним концом на берегу, после чего, убедившись, что якорь на яхте отдан, и она движется в сторону берега, швартовщики должны доставить швартов на яхту и закрепить его на кормовой утке.
5. Для этого они на тузике двигаются в сторону приближающейся яхты (один управляет тузиком, второй — потравливая, — перебирает швартов, следя за тем, чтобы он не запутался), подходят к корме с наветренного борта и либо сами крепят швартов на утке, либо передают его свободному члену команды, который его и задаст.
|
Возвращаться на тузике
под мотором удобнее всего задним ходом на невысоких оборотах.
В этом случае тот, кто потравливает швартов не будет мешать
рулевому тузика, а швартовный конец не будет стравливаться в опасной близости
от винта подвесного мотора.
Если берег близко (большие глубины у
самого берега), то швартов можно доставить на него вплавь.
И не забудьте проверить, что швартовщики обуты в защищающую
стопы обувь: ёжиков и острые камни никто не отменял!
|
Если у швартовщиков закончился швартов, а до яхты им не хватило
считанных метров?
Вообще полезно иметь в тузике дополнительный короткий
швартов, которым можно быстро нарастить основной, если не хватило его длины. Но
эту проблему можно решить и с борта яхты, если бросить швартовщикам заведенный
на кормовую утку конец, чтобы они нарастили короткий швартов.
Вот и все секреты. Остальное - это ваш личный опыт, получаемый в результате шлифовки мастерства. :)
А перед тем, как завершить дозволенные речи, скажу пару слов о малом резиновом транспорте. Поскольку в основном приходится швартов завозить на яхту тузиком, полезно знать некоторые нюансы, связанные с особенностями "езды" на нём. Есть несколько правил, которые
помогут вам управляться с вертлявой резиновой лодкой:
- никогда не вставайте в тузике, он не очень остойчив,
особенно, если в нём пытаются стоять, как в трамвае;
- выйдя на мелководье, поднимите мотор; для этого потренируйтесь
поднять/опустить его на стоячем тузике;
- подняв мотор, не забудьте перекрыть топливный кран и
закрыть клапанную крышку топливного бака;
- двигаясь задним ходом, старайтесь удерживать малые
обороты, тогда тузик не сорвётся в «вальс»;
- если у мотора нет задней передачи, движение назад
осуществляется простым переворачиванием подвесника вокруг своей оси; вам будет
проще, если во время переворота вы поставите переключатель в положение
нейтраль;
- когда тузик перегружен, а люди сидят на баллонах в носовой
части, не злоупотребляйте газом, идите на малых оборотах и тогда вы сохраните
штаны сидящих на носу сухими… в смысле, не замоченными морской водой;
- если в тузике вы один, а проехать хочется «с ветерком»,
переместитесь поближе к носу, тогда он не будет задираться при высоких оборотах
двигателя и лодка пойдёт ровнее и устойчивее;
- если вы зацепили винтом дно или камни и срезали шпонку на
винте, её можно заменить отрезком толстой медной или алюминиевой проволоки;
- если мотор тузика не завёлся после трёх ваших попыток,
проверьте: всё ли вы сделали правильно; и, если это так, подождите несколько
минут прежде, чем возобновить ваши
попытки запуска, это позволит не залить свечи бензином.
|
И последнее.
Порядок запуска подвесного мотора:
1. Приоткрыть клапанную крышку бензобака;
2. Открыть кран подачи топлива;
3. Убедиться, что рычажок переключения передач стоит вертикально - в нейтральном положении;
4. Вставить предохранительную скобу (kill-cord) на спиральном шнуре под кнопку аварийной остановки мотора;
5. Вытянуть шток дроссельной заслонки («подсос»);
6. Вращая рукоятку газа, установить её в положение «Старт», совместив риски на подвижной и неподвижной частях рукояти;
7. Упираясь одной рукой в корпус, второй резко дёрнуть пусковой шнур, произведя запуск (не убейте сзади сидящего другана!).
Желаю всем спокойных швартовок!
При подготовке статьи были использованы материалы учебника «Школа яхтинга»,
Андрей Иваничкин