Что такое «якорная стоянка» известно всем, что такое «по-средиземноморски» тоже большинству народа понятно. Непонятно только почему способ Long Line Ashore назвали якорной стоянкой «по-средиземноморски». Пёс его знает почему. Может из-за популярности такого вида стоянок на Средиземноморье? Или потому, что перевод английского термина: «длинный конец на берег» по-русски звучит как-то двусмысленно. J

Но сейчас не об этом. Ветераны яхтенного движения вообще могут дальше не читать, а перейти в более интересные для них материалы.

А я хочу поделиться опытом с теми, кто делает первые, но уверенные шаги в освоении парусной яхты и хочет, чтобы они были ещё более уверенными.

Так вот, как следует из названия («long line ashore») особенностью якорной стоянки по-средиземноморски является то, что положение яхты фиксируется отданным носовым якорем и длинным кормовым швартовным концом (или двумя кормовыми), закреплённым на берегу (на битенге, тумбе, дереве или камне). В этой ситуации яхта не следует за изменениями ветра и течения, а остаётся на месте.

Чтобы достичь этого стабильного положения яхтенный народ пользуется двумя основными способами:

Один из способов, которым часто пользуюсь сам:

Перед постановкой на якорь на воду спускают тузик и привязывают его на корме. Тузик удобнее спускать с подветренного борта, днищем по леерам, кормой вниз (фото 1) Тогда он не цепляется уключинами за леера, легко сходит на воду, и не придавливается ветром к борту яхты. Не упустите фалинь («верёвочку», закреплённую за рым в носовой части тузика). После того, как тузик окажется на воде, его необходимо провести за фалинь на корму и раскрепить на транце яхты. Лучше всего зафиксировать его на транце яхты бортом, как показано на фото 2.

После чего складывают в него бухту с длинным швартовным концом и устанавливают вёсла (фото 3).Если на борту есть подвесной мотор, его устанавливают на транце тузика и проверяют его работоспособность (фото 4).

1. Из двух человек формируется швартовная команда: один — управляет тузиком, второй — отвечает за швартовный конец;

2. Швартовщики отправляется на тузике к месту крепления швартова на берегу;

3. Рулевой и баковый проводят процедуру постановки на якорь;

4. Одновременно швартовная команда должна закрепить швартов одним концом на берегу, после чего, убедившись, что якорь на яхте отдан, и она движется в сторону берега, швартовщики должны доставить швартов на яхту и закрепить его на кормовой утке.

5. Для этого они на тузике двигаются в сторону приближающейся яхты (один управляет тузиком, второй — потравливая, — перебирает швартов, следя за тем, чтобы он не запутался), подходят к корме с наветренного борта и либо сами крепят швартов на утке, либо передают его свободному члену команды, который его и задаст.

Возвращаться на тузике под мотором удобнее всего задним ходом на невысоких оборотах.

В этом случае тот, кто потравливает швартов не будет мешать рулевому тузика, а швартовный конец не будет стравливаться в опасной близости от винта подвесного мотора.

Если берег близко (большие глубины у самого берега), то швартов можно доставить на него вплавь.

И не забудьте проверить, что швартовщики обуты в защищающую стопы обувь: ёжиков и острые камни никто не отменял!

  

Если у швартовщиков закончился швартов, а до яхты им не хватило считанных метров?

Вообще полезно иметь в тузике дополнительный короткий швартов, которым можно быстро нарастить основной, если не хватило его длины. Но эту проблему можно решить и с борта яхты, если бросить швартовщикам заведенный на кормовую утку конец, чтобы они нарастили короткий швартов.

Вот и все секреты. Остальное - это ваш личный опыт, получаемый в результате шлифовки мастерства.  :)

А перед тем, как завершить дозволенные речи, скажу пару слов о малом резиновом транспорте. Поскольку в основном приходится швартов завозить на яхту тузиком, полезно знать некоторые нюансы, связанные с особенностями "езды" на нём. Есть несколько правил, которые помогут вам управляться с вертлявой резиновой лодкой:

- никогда не вставайте в тузике, он не очень остойчив, особенно, если в нём пытаются стоять, как в трамвае;

- выйдя на мелководье, поднимите мотор; для этого потренируйтесь поднять/опустить его на стоячем тузике;

- подняв мотор, не забудьте перекрыть топливный кран и закрыть клапанную крышку топливного бака;

- двигаясь задним ходом, старайтесь удерживать малые обороты, тогда тузик не сорвётся в «вальс»;

- если у мотора нет задней передачи, движение назад осуществляется простым переворачиванием подвесника вокруг своей оси; вам будет проще, если во время переворота вы поставите переключатель в положение нейтраль;

- когда тузик перегружен, а люди сидят на баллонах в носовой части, не злоупотребляйте газом, идите на малых оборотах и тогда вы сохраните штаны сидящих на носу сухими… в смысле, не замоченными морской водой;

- если в тузике вы один, а проехать хочется «с ветерком», переместитесь поближе к носу, тогда он не будет задираться при высоких оборотах двигателя и лодка пойдёт ровнее и устойчивее;

- если вы зацепили винтом дно или камни и срезали шпонку на винте, её можно заменить отрезком толстой медной или алюминиевой проволоки;

- если мотор тузика не завёлся после трёх ваших попыток, проверьте: всё ли вы сделали правильно; и, если это так, подождите несколько минут прежде, чем  возобновить ваши попытки запуска, это позволит не залить свечи бензином.

И последнее.

Порядок запуска подвесного мотора:

1. Приоткрыть клапанную крышку бензобака;

2. Открыть кран подачи топлива;

3. Убедиться, что рычажок переключения передач  стоит вертикально - в нейтральном положении;

4. Вставить предохранительную скобу (kill-cord) на спиральном шнуре под кнопку аварийной остановки мотора;

5. Вытянуть шток дроссельной заслонки («подсос»);

6. Вращая рукоятку газа, установить её в положение «Старт», совместив риски на подвижной и неподвижной частях рукояти;

7. Упираясь одной рукой в корпус, второй резко дёрнуть пусковой шнур, произведя запуск (не убейте сзади сидящего другана!).

 

Желаю всем спокойных швартовок!

 

 

 

 

При подготовке статьи были использованы материалы учебника «Школа яхтинга», Андрей Иваничкин


Чтобы обрезать изображение, выделите область и нажмите кнопку «Готово»
Фото 1 из 1