ARC 2013
Идея пересечь океан на яхте впервые посетила меня несколько лет назад. В конце девяностых, в бытность помощником капитана на контейнеровозе, я делал это неоднократно. Но парусная яхта отличается от железного большого торгового судна и трансатлантика в яхтенном формате это не совсем обыденное мероприятие. Зачем мне это было нужно? Просто must do, должен сделать. Потому что мне людей учить, а как обучить Yachtmaster Ocean не понюхав нормально этот самый ocean)?
Самая сложная задача, с которой я столкнулся, это найти подходящую для осуществления подобного путешествия лодку. Брать в чартер слишком дорого, своей яхты не было, присоединяться к кому-то в роли члена экипажа не хотелось... Строчка из детской песенки «кто ищет, тот всегда найдет» сработала в очередной раз и случай познакомил меня с Иваном, владельцем яхты Baron Brambeus модели Bavaria 40 Cruiser. Вскоре после совместного путешествия вдоль берегов Испании и Португалии, Иван поделился со мной долгосрочными планами по использованию Барона в Карибском бассейне. Чтобы туда попасть, яхта должна пересечь Атлантику — как груз на борту большого судна или своим ходом. После более близкого знакомства, Иван доверил мне перегон своей яхты через океан. Оставалось только выбрать время.
Если не в одиночку, а в составе регаты, то вариантов трансатлантики для обычной круизной яхты немного. Самый известный из таких вариантов — ARC, Atlantic Rally for Cruisers. Это ежегодное, проводимое в преддверии Рождества, ралли из Гран Канариа на Санта Лючию. Участвует более двух сотен лодок разных размеров, от 30 до 80 и даже более фут. Весной 2012 года мы попробовали заявиться на ARC 2012, но свободных мест уже не было. Жаль, но не трагедия. Заявку на участие в ARC 2013 мы подали в декабре 2012, на этот раз все ок, нас зарегистрировали.
Atlantic Rally for Cruisers – самое массовое и самое известное из доступных непрофессионалам трансатлантическое мероприятие. Проводится с 1986 года. Это не только гонка, но и ряд семинаров, тренингов, мастер-классов и развлечений. Тут принимает участие много пенсионеров и много детей. Всего 225 яхт, это количество обусловлено вместимостью марин на старте и финише ралли; желающих, думаю, в несколько раз больше. Весь флот разделен на несколько дивизионов - гоночный, круизный, для многокорпусных яхт, еще бывают 'open' и 'invitation' с всего несколькими яхтами в них. Самый многочисленный, конечно, круизный. В 2013 здесь стартовало порядка 170 яхт, финишировали 162. Дивизион подразделяется на классы - A, B, C... исходя из гандикапа (балла), присваемого организаторами ралли исходя из характеристик яхты. В каждом классе порядка 20 яхт. Зачет и награждение проходит отдельно в каждом классе, но, кроме того, есть общий зачет в круизном дивизионе, где могут столкнуться, например, Х-612 с Hanse 325.
Особенностью ARC является то, что круизным яхтам разрешено использовать двигатель. Это, конечно, карается временнЫм штрафом, но коэффициент и соответственно размер штрафа неизвестен до завершения гонки. Скажу, забегая вперед, что мы использовали двигатель всего несколько раз в первой трети дистанции, когда ветер совсем стихал и лодка останавливалась. И это не потому, что мы думали о штрафе, а потому что экономили топливо, так как у нас было всего 130 л дизеля в танке и 20 л в канистре 'на крайняк', а впереди две с половиной тысячи миль... Вторые две трети пути дуло нормально, двигателем только подзаряжали аккумуляторы.
Почти год, в совершенно спокойном режиме, мы готовили Барона Брамбеуса к ARC 2013 - поиск экипажа, установка дополнительного оборудования на яхту, перемещение яхты на Гран Канариа. Отмечу лишь самые основные или запомнившиеся моменты. Экипаж - полностью детище Северо-Западной Яхтенной Школы TrySail - два студента: Александр Котиков и Александр Петропавловский, два выпускника: Евгений Лапин и Сергей Кольцов, и ваш покорный Михаил Воронов. Студенты 'запрыгнули в последний вагон' за несколько недель до старта. Техническая подготовка яхты свелась к приобретению и установке ветрогенератора, опреснителя, АИСа, АРБ, а также всякого мелкого спасательного оборудования по требованию организаторов. Связь - трэкер Yellow Brick предоставленный организаторами, трэкер с возможностью обмена СМС Delorme InReach, спутниковый телефон Iridium. С интернетом через иридиум я так и не разобрался, поэтому основная связь была через СМС и иногда по телефону. Из всего пути на Канары запомнился архипелаг Мадейра. Исключительно приятное место! Вернусь сюда обязательно, и, думаю, что неоднократно.
На берегу был сформирован штаб, из друзей и коллег, все тоже имеют непосредственное отношение к TrySail. Основной функцией штаба было информирование яхты о погоде и позициях соперников. Эту информацию организаторы ежедневно рассылают по электронной почте всем яхтам, но их сообщения громоздки и, поэтому, основной задачей штаба было реформатирование информации в СМС из 160 знаков. Из нашей практики - двумя СМС можно передать подробный прогноз по ветру и морю в вероятном секторе движения на двое суток и общий обзор погоды в океане на неделю вперед. Штаб отлично справился со своими задачами, спасибо, без вас Барону пришлось бы туго!
И вот, наконец, наступил день старта, 24 ноября 2013. Протестировав спутниковую связь и разослав последние сообщения штабу, родным и близким, я решил потереть щеткой 'бока' нашей лодке. Даже грязная прохладная вода марины Лас Пальмаса не смогла меня остановить. Этот ритуал имеет две стороны: техническую - удаляется налет с подводной части корпуса, прибавление скорости даже на 0,1 узла позволяет пройти на 2,5 мили в сутки больше, то есть 50 миль за 20 дней, а это 8 часов для круизной яхты; и, иногда гораздо более важную, психологическую - ты покидаешь суету/гаджеты/шум и общаешься только со зверем, которому собираешься доверить свою жизнь и жизни товарищей... Через час грязный, уставший и в то же время бодрый и отдохнувший, я вылез из воды и полностью был готов к старту. Быстрый душ, оркестр на понтоне, отошли, помахали ручкой толпе на волноломе, мы на старте.
Стартовая линия гигантская, стартуют более 170 яхт, но места всем предостаточно. В течение месяца до ARC у меня было 3 регаты, более 10 стартов, и просто вошло в привычку бороться за каждый метр на стартовой линии. Барон стартовал одним из первых и в самой выгодной позиции, гонка началась , время побежало. Пять, десять, пятнадцать минут проходит, а Oysterы, Amelи, Swanы продолжали дышать нам в спину. Пожалуй, в этот момент у нас произошла смена приоритетов с 'лишь бы дойти' на 'побороться за победу'.
Океану нужно посвящать отдельное повествование. Самые запомнившиеся моменты нашего путешествия: потеря спаскруга с данбуем в первую ночь/боевой маневр MOB/подбор; совместные просмотры фильмов на компьютере во время слабых ветров; поймали/зажарили/съели барракуду; неоднократно рвали/зашивали/склеивали спинакер; дельфины/дельфины/дельфины; огни Мартиники на горизонте; финиш на Санта Лючии на рассвете 14 декабря и высокая блондинка из команды организаторов ARC, встречающая нас на причале корзиной с ромом и фруктами.
Ближайший преследователь из нашего класса пришел к финишу через 2 суток после нас. Еще через пару дней стало понятно, что 'посчитать' нас вряд ли кто-то сможет и мы победили в своем классе! Мы действительно победили в классе I и заняли третье место в общем зачете среди всех круизных яхт. Немного неожиданно, тем не менее приятно. Неужели мы можем войти в анналы российского яхтинга))?