Вы можете иметь опыт управления парусной яхтой, вы можете быть даже мастером судовождения, но задуманный вами яхтенный поход может рассыпаться в прах, даже не состоявшись, только по одной простой причине: вы его не спланировали или спланировали плохо, упустив какие-то важные моменты.

Куда пойти? Когда? Кого взять в экипаж? Как правильно проложить маршрут с учётом его целей и особенностей экипажа? Что сделать, чтобы путешествие было безопасным и комфортным? С чего начать? И вообще: есть ли какой-то алгоритм планирования и подготовки яхтенных путешествий?

На последний вопрос можно определенно сказать «Да!». Но… Любой опытный капитан вырабатывает свой определённый алгоритм планирования походов. Вы – не исключение, поэтому со временем у вас наверняка выработается свой, индивидуальный, подход к этому делу.

Пока же я просто хочу поделиться своим опытом в планировании крейсерских походов.

 

Сразу хочу сказать: чем раньше вы начнёте планировать поход, тем больше у вас шансов выбрать подходящую яхту, взять её по хорошей цене (с сезонными скидками), без проблем купить авиабилеты и спокойно готовиться к выходу на маршрут. Поэтому, если вы собираетесь летом пойти в яхтенный поход, имеет смысл задуматься об этом не в мае, а в ноябре предыдущего года.

Всю «плановую работу» я, в итоге, свёл к 14 пунктам, некоторые из которых являются обязательными, а некоторые – нет. В зависимости от обстоятельств. Вот эти пункты:

1.  Цель похода;

2.  Даты и период;

3.  Регион плавания;

4.  Погодные и ветровые условия в регионе;

5.  Маршрут и план похода;

6.  Достопримечательности и программа путешествия;

7.  Авиабилеты и трансфер;

8.  Ценовые ориентиры стоимости поездки;

9.  Люди;

10.  Выбор яхты (или нескольких яхт);

11.  Чартерная компания;

12.  Документы и оплата;

13.  Предварительная прокладка;

14.  Запасной вариант плана;

Очерёдность этих пунктов не случайна: каждая позиция находится в этой табели о рангах строго на своём месте.

Пока не ясна цель вы не можете установить даты похода. Не определившись с регионом, вы не сможете понять: какие там будут погодные условия и как будет выглядеть примерный график вашего движения, не определившись с авиабилетами, вы можете оказаться в ситуации, когда у вас есть оплаченный чартерный контракт, а добраться на место вы можете только на собаках или ещё как-нибудь, но только не самолётом. Не имея всего предыдущего вы не сможете сориентировать людей, которых вы приглашаете в экипаж, по ценам, планам и маршруту.

«Афтар, дауай падыробности!». Даю.

Цель похода.

Отсутствие цели у похода говорит о том, что он, скорее всего, не нужен и поэтому не удастся либо не состоится. Бесцельный поход – это, как выбор блюда в ресторане с завязанными глазами или по принципу: «А принесите мне что-нибудь…». Цель определяет многое: время плавания, его регион, выбор яхты, тех людей, которых вы пригласите в экипаж.

Если вы собираетесь неторопливо и не напрягаясь отдохнуть в компании близких друзей – это одно; если вы предполагаете провести тренировочный поход, чтобы с теми же друзьями пройти серьёзным, с точки зрения расстояний, ветра и волны, маршрутом – это другое. И совсем третье – если вы решили отдохнуть со своей семьёй, посмотреть красивые места. Возможно и четвёртое – если ваша цель: отшлифовать своё мастерство, как капитана, а, может быть, научиться управлять лодкой в одиночку или малым экипажем… Вариантов – бездна и, в зависимости от поставленной цели, вы и начнёте своё планирование.

Даты и период.

Выбор сезона и продолжительность вашего похода в основном будут зависеть от его цели и от вашего свободного времени, которым вы располагаете или располагает ваше начальство.

Район плавания.

Район плавания тоже определяется, исходя из цели похода. Хотите совместить сэйлинг с рыбалкой на тунца? Вот неплохое место с тунцовыми банками относительно недалеко от берега. Хотите поупражнять неопытный экипаж на парусах? Вот  здесь есть неплохой большой залив, где всегда есть послеполуденный бризовый ветер и минимальна волна. Хочется прикоснуться к истокам древних цивилизаций и пройти морскими дорогами Одиссея? Вот… И так далее.

Как правильно выбрать район? Где взять информацию? Ну, это вы и сами знаете: есть мнения друзей-капитанов, есть информация в необъятном море сайтов и форумов интернета. Есть портал «Лоцман» с разделом Копилка походов. В конце-концов есть специальная литература для яхтсменов – пайлоты.

Погодные и ветровые условия в регионе плавания.

Помимо всего этого изобилия информации здесь можно познакомиться с результатами многолетних погодных наблюдений, получить сведения о ежегодно повторяющихся в конкретные периоды времени штормах и познакомиться с картой превалирующих ветров. Пайлоты – это очень ценные книги. Они не только дают подробное описание бухт, проливов, портов с указанием особенностей ветровых и погодных условий в них. Здесь вы сможете посмотреть пайлоты по Греции на русском языке, а  здесь  их можно купить.



Маршрут и план похода.

Определившись с районом плавания вам нужно прикинуть, как и по каким промежуточным пунктам стоянок пройдёт ваш маршрут? Сколько времени потребуют переходы? Когда нужно выйти из начальной точки и не позже какого времени нужно прибыть в следующую? Вам потребуются карты района плавания и пайлоты.

Для начала определяете крайнюю точку вашего маршрута. Исходя из того, в какой поход вы идете (семейный, тренировочный, для крутых пацанов), вы определяете длину суточного перехода. Например, я пойду отдыхать с женой и детьми, значит – никаких ночных переходов, через день стоянки в городах, дневные переходы не более 25 миль. После этого считаете количество дней в походе и вычисляете общую длину маршрута. В моём случае это чартер, 6 чистых дней (6днейх25миль= 150 миль), 150 миль. Делим полученное число пополам (если у вас не one-way, вам нужно будет вернуться обратно) и в итоге получаем расстояние на которое мы можем максимально удалиться от марины.  Мысленно начертив на карте окружность с таким радиусом и центром в марине, берёте в руки карандаш, дивайдер и линейку, кладёте рядом с картой пайлот и начинаете ваше, пока виртуальное, путешествие.

5 полезных советов:

1.      Если вы планируете только дневные переходы (с ночевками на стоянках) не делайте их длиннее 50 миль. Какой бы крутой экипаж с вами не шёл, семи-восьмичасовой переход позволит насладиться парусом и посмотреть мир на стоянках при дневном освещении;

2.      Если во время плавания предполагаются длительные (по несколько суток) переходы с несением вахт, не забывайте о пропорциональности отдыха по прибытию на ближайшую стоянку. Несколько дней, проведенных в море, потребуют пары дней для отдыха, а после 7-10 дней на отдых нужно отвести до трёх суток;

3.      Соберите интересные факты и инфу о тех местах, где вы пойдете. Во-первых, это поможет вам ответить на вопросы экипажа: «А чё тут интересненького?» или «А мы попадаем на ежегодно проводимую в это время выставку живописных полотен утрехтских караваджистов?» или даже «А где тут самый клёвый кабак?». А во-вторых, всегда красиво, когда, как бы невзначай, вы рассказываете историю разрушенного замка, остающегося на склоне холма за кормой по правому борту. И не только красиво, но и правильно: работает на ваш авторитет капитана и эрудита!


4.      При планировании похода помните о том, что пресная вода имеет тенденцию кончаться, а аккумуляторы разряжаться;

 

5.      Если вы уходите в оффшор, существует такая штука, называется CG66 (Voluntary Small Boat Safety Scheme – схема обеспечения безопасности малых судов на добровольной основе). В ней очень неплохо зарегистрироваться (бесплатная он-лайн регистрация https://mcanet.mcga.gov.uk/public/cg66). База данных отслеживается службами береговой охраны.

Чтобы обрезать изображение, выделите область и нажмите кнопку «Готово»
Фото 1 из 1