Прогулка и оффшор – две большие разницы

Если яхтенный поход проходит в санаторно-курортном режиме: дневной переход (до 6 часов) – стоянка – ночлег, то вряд ли в этом случае имеет смысл всерьёз назначать вахты. Особенно, когда на борту кроме Вас никто толком управляться с лодкой не может. В таких случаях всё расписание вахт, по большому гамбургскому счёту, будет сводиться к расписанию приборок, хозяйственных работ и выполнению каких-либо действий по указанию капитана.

Но если вы планируете совершить серьёзное плавание с длинными (в т.ч. и ночными переходами), то вам никак не обойтись ни без опытных членов экипажа, ни без чёткой организации вахт на яхте (см. статью «Вахтенное расписание»).

И, уж конечно, при таком раскладе не получится обойтись вахтенным расписанием по принципу: «Колян, чё-то меня подрубает, ты тут присмотри, а я придавлю на массу часика два…». Такая «подмена» через пару дней превратит ваш экипаж в усталую, раздражённую и страдающую морской болезнью человекомассу. Внутри измотанной команды будут, как чирьи, вспухать конфликты и расти психологическая напряжённость. Кроме того, при отсутствии внятно организованных вахт, очень быстро могут всплыть серьёзные проблемы, связанные с безопасностью мореплавания. Не стоит дожидаться неприятностей и аварий, чтобы понять, что в вахтенных расписаниях есть смысл.

В обычном «прогулочном» походе я организую вахты не просто, а очень просто: делю экипаж пополам. Одна половина занимается хозяйственным обеспечением похода, вторая – помогает в управлении яхтой. На следующий день роли меняются. Да и то не в каждом походе такое «деление» необходимо. Чаще всего внутри команды происходит саморегулируемая ротация. На добровольной дружеской основе. Ну, везёт мне на хороших людей!

Другое дело – продолжительные оффшорные переходы (да ещё в серьёзных погодных условиях!) с безусловно опытным экипажем. Вахта в таких походах – это не просто увлекательное времяпрепровождение у штурвала и на шкотах. Это множество обязанностей и работ (иногда нудных), требующих выполнения изо дня в день, из часа в час. Контроль курса, работа с парусами, наблюдение за окружающей обстановкой и ситуацией на борту, технический контроль и обслуживание двигателя и агрегатов, приготовление пищи, мытье посуды и уборка, радиосвязь, работа с картой и навигационными инструментами: всего в одном предложении и не перечислить. Четкая организация работы вахт в многодневных плаваниях приобретает особое значение. Необходима система управления экипажем, которая будет способствовать успешному продвижению лодки к цели и даст возможность людям быть отдохнувшими, сухими (в самом прямом смысле этого слова), незамерзшими, сытыми и энергичными. Такая система сделает ваш поход безопасным, а настроение на борту далёким от уныния.

Как этого добиться?

Для начала определите отдельные задачи, которые необходимо решать вахте и решите: кому какую задачу можно поручить? Исходя из ваших оценок способностей и интересов каждого из членов экипажа. Постарайтесь, чтобы в одной вахте оказались люди, каждый из которых может решать разноплановые задачи. Тогда они будут дополнять друг друга. Один хорошо знаком с радиостанцией, а второй умеет работать на парусах? Отлично! Этот прекрасно чувствует штурвал, а тот неплохо знаком с навигацией? Великолепно! Не забывайте и о том, насколько важна психологическая совместимость внутри вахты.

Иерархия и чёткие инструкции

Следующее, что Вы, как капитан, должны понимать: на судне не может быть двух капитанов. Капитан с его грузом ответственности и предоставленных ему прав может быть только один. Точно так же не может быть у одной вахты двух вахтенных начальников.

Наличие власти подразумевает адекватное наличие ответственности, опыта и знаний. Об этом нужно помнить, назначая вахтенного начальника. Передавая ему вахту, вы передаёте ему в руки безопасность экипажа и яхты. Более того – их жизнь. Кстати, и свою, в том числе.

Все, кто заступает на вахту, должны осознавать, что Петро теперь не просто Петро, а их вахтенный начальник и его распоряжения до окончания вахты не обсуждаются. С другой стороны, вахтенный начальник должен четко представлять границы своих полномочий. Он обязан понимать: где заканчиваются пределы его ответственности, и приходит время вызывать капитана.

Передавая вахту в руки вахтенного начальника и отправляясь отдыхать, шкипер не должен полагаться на решение вахты вызывать его или нет в той или иной ситуации. Если Вы не хотите, чтобы в ваше отсутствие произошла какая-нибудь коллизия, недостаточно, спускаясь по трапу бросить вахтенному: «Вызывайте меня, если что». После таких слов вахта, скорее всего, не будет  представлять в каких случаях и при каких обстоятельствах необходимо вызывать капитана.

Капитан, оставляя судно на вахту, должен дать чёткую инструкцию: когда и при каких обстоятельствах его необходимо вызвать наверх. Указания инструкции должны быть короткими, простыми и однозначными. Например, вызов капитана в случаях:

-    получения штормового предупреждения;

-    усиления ветра более стольких-то узлов;

-    появление берега (или, наоборот, его непоявление) в ожидаемое время;

-   прохождение опасных узкостей;

-  ухудшение видимости до такого-то значения;

-    изменение курса на такую-то величину;

-    возникновения любых вопросов, касающиеся безопасности мореплавания, на которые у вахты не нашлось ответов;

-    возникновения любых аварийных и сомнительных ситуаций и т.д.

Следует понимать, что каждый капитан имеет собственное представление о том, какие именно вопросы решает только он, а какие делегирует вахтенному начальнику. Более того, это зависит, безусловно, от опытности вахтенного начальника.

Кто-то сочтёт такую инструкцию излишней «проформой» в дружеской атмосфере яхтенной команды. Но, уверяю вас, это не так. Просто с этого момента вахта будет точно знать пределы своих полномочий для принятия оперативных решений, а капитан удалится отдыхать с осознанием меры своей ответственности.

Всё об особенностях и видах организации вахт вы сможете прочитать в статье «Вахтенное расписание».

Чтобы обрезать изображение, выделите область и нажмите кнопку «Готово»
Фото 1 из 1