TSS, traffic separation scheme, пути интенсивного судоходства или просто: трафик, – все эти термины не добавляют шкиперу яхты радости, в случаях навигации в обозначенных этими терминами районах.

Плавание в таких местах сопряжено с определённой опасностью и активным маневрированием. Экипажу яхты приходится быть втройне внимательным для того, чтобы избежать столкновения с большими и скоростными судами на сходящихся курсах. Интенсивность судоходства растёт с каждым годом и, вместе с ним растёт для нас опасность плавания в районах, где плотность движения катастрофически высока.

Избежать сходящихся курсов на трафике – не такая простая задача, как может показаться человеку, привыкшему разъезжаться на сухопутных перекрестках. Кажущийся простор для манёврирования и расстояния до опасных судов, измеряемые в милях создают у новичков иллюзию лёгкости расхождения. Но, оказывается, что круизный лайнер, несколько минут назад бывший на горизонте маленьким бугорком, угрожающе приблизился на опасное расстояние, а скоростной паром, обгоняющий его на параллельном курсе, вообще появился ниоткуда. 

Тот, кто хоть раз оказывался на трафике в районе больших портов, помнит, каких усилий и напряжения стоит навигация (даже простое пересечение TSS!) в этих районах. На горизонте появляется большое количество «прыщиков», которые через очень небольшой промежуток времени превращаются в громады грузовиков, танкеров и паромов. И это днём! Что же говорить о сложностях ночного плавания в зонах интенсивного судоходства? А ведь к этому могут добавиться ещё и плохие погодные условия.

Ежегодно наши ряды яхтенных капитанов пополняются и ежегодно мы несём потери на трафике, несмотря на изучение МППСС в яхтенных школах. А ведь, в общем-то, не «бином Ньютона». Для того, чтобы не было судорог и панических попыток «разбежаться с этими крокодилами», нужно помнить пару простых вещей. А именно: проблема спокойного и успешного расхождения на сходящихся курсах с большими судами – это вопрос тщательного наблюдения за акваторией, трезвого расчёта и соблюдения нескольких элементарных правил.

1. Четыре Правила при плавании в районе TSS

Чтобы было «легче понятно», представим зону разделения движения (TSS), как автобан с двухсторонним движением и разделительной полосой. Причём, движение транспорта по каждой из сторон – многополосное. Корабли идущие по одной стороне TSS могут и обгонять друг друга, и идти параллельными курсами в несколько корпусов. Кроме того, войти в полосу движения суда могут только в месте входа (или в оговоренных случаях под минимальным углом), а вот выйти из TSS – в любом месте.

Яхтам, катерам и прочему маломерному флоту (как велосипедистам на автобане!) на полосах движения TSS появляться запрещено.

Разрешено лишь пересекать её, да и то: на максимально возможной скорости и по кратчайшему пути (в МППСС – «под прямым углом к направлению транспортных потоков»).

Итак, четыре основных Правила при пересечении TSS:

Правило 10: «Судно должно избегать пересечения полос движения,  но если оно вынуждено пересекать полосу движения, то должно делать это, курсом под прямым, насколько это возможно, углом к общему направлению потока движения».

Одно важное «но!». Посмотрите на схему: при выборе курса на пересечении трафика не нужно учитывать течение и ветер и следовать курсом относительно дна (COG, Course Over Ground).

Необходимо пересекать TSSперпендикулярно полосам движения курсом относительно воды (CTW, Course Through Water).

Правила 18(б) категорично заявляет, что «моторные или парусные суда,  должны уступать дорогу и держаться в стороне от судна, ограниченного в способности маневрировать, а таковыми и являются все большие суда на фарватерах.

Правило 16: «Каждое судно,  которое обязано уступить дорогу другому судну, должно предпринять, насколько это возможно,  заблаговременное и решительное  действие с тем, чтобы "чисто" разойтись с другим судном».

Правило 8: «Действия, производимые уклоняющимся судном, должны быть достаточно энергичными и оттого очевидными для судоводителя, управляющего движением встречного судна».

При прохождении трафика под парусами следует избегать острого бейдевинда (не имея возможности привестись).

2. Наблюдение за акваторией

При плавании в районах интенсивного судоходства необходимо обеспечить внимательное наблюдение за акваторией. В чём оно заключается? Капитан яхты в любой момент должен иметь представление об обстановке вокруг лодки в радиусе, как минимум, три мили. Если большое судно в трёх милях от вас движется со скоростью около 20 узлов, а вы даже не движетесь, а просто стоите, то на принятие решения по расхождению с ним у вас будет около 7 минут. Добавьте к этому, что задача распространяется не на одно судно, а на несколько и вы поймёте, что этого времени не так много.

Поручите каждому члену экипажа наблюдение за определённым сектором. Например, по бортам: слева и справа и, особенно, за кормой. Объясните, как правильно докладывать о замеченных судах. При этом можно использовать систему курсовых углов («Грузовое на 30° справа») или часовой циферблат («Паром на 2 часа»).

Самое важное: растолкуйте людям, чем отличаются уходящие суда или суда, следующие параллельными курсами от кораблей на пересекающихся и, тем более, сходящихся курсах. В противном случае вы опухнете от докладов типа «Там слева лодочка, а справа большой кораблик совсем недалеко!». При этом лодочка идёт с вами параллельно в трёх милях, а кораблик на полном ходу удаляется по корме.

3. Пересекающиеся и сходящиеся курсы

За объектами, следующими параллельными курсами или уходящими, нужно просто наблюдать с точки зрения изменения пути их следования. Опасность представляют суда, идущие пересекающимися курсами. И особое внимание должно быть уделено тем из них, которые движутся с вашей яхтой курсами сходящимися.

Если траектории движения вашей яхты пересекается с курсом корабля – ваши курсы пересекающиеся. Опасность!

Но, если при сохранении направления и скорости движения яхта и корабль могут сойтись в одной точке – ваши курсы сходящиеся. Смертельная опасность!

Для того, чтобы отличить пересекающиеся курсы от сходящихся существует простой способ: пеленгование. Нужно просто взять серию последовательных пеленгов на опасный объект. Иногда достаточно просто свести на одну линию с вашим глазом судно и какой-либо неподвижный объект на яхте, например леерную стойку. Но лучше использовать компас-пеленгатор.

Если пеленг (угол на объект от линии вашего курса) меняется, то вы расходитесь. При неизменном пеленге вы находитесь на курсе, ведущем к столкновению. В этом случае вам необходимо быстро решить, есть ли у вас преимущественное право прохода (STAND ON), в соответствии с Правилами либо вам нужно уступать дорогу (GIVE WAY).

4. «STAND ON» и «GIVE WAY» - две стороны одной медали

Напомню, что судно, имеющее преимущество прохода (STAND ON) должно следовать неизменным курсом и с постоянной скоростью, чтобы не усложнять своими действиями расхождение с ним судна, уступающего ему дорогу (GIVE WAY).

Согласно МППСС (COLREG, International Regulations for Preventing Collisions at Sea) парусное судно почти всегда имеет преимущество перед моторным. Строго говоря, огромный танкер обязан уступить дорогу маленькой лушпайке, идущей под парусами. И в этом заключается проблема и великое заблуждение многих яхтенных капитанов.

Они ошибочно полагают, что если идут под парусами, то имеют право дороги перед контейнеровозом или туристическим лайнером. «Я в своём праве, - говорят они себе и своему экипажу, - Поэтому мы не меняем курс и скорость!». И говорят неправильно.

Во-первых, не всегда парусное судно имеет преимущество. Во-вторых, на TSS парусникам вообще запрещено заходить, кроме случаев пересечения (см. выше). А в-третьих, даже в открытом море я предпочитаю отвернуть от большого корабля, понимая, что мне это сделать легче, что он меня может и не идентифицировать (визуально и, тем более, на радаре) и что мне в лом вступать с ним в радиопереговоры о расхождении и объяснении своего права дороги.

5. Относительная скорость сближения

При движении на трафике для вас очень важно учитывать скорость сближения на сходящихся курсах. Наши парусники достаточно тихоходны, по сравнению с большими кораблями. Посмотрите на диаграмму: по скорости с нами можно соотнести только рыбаков, да и то она у них выше.

Замеченный на горизонте корабль сначала кажется неподвижной точкой. Но скорость его приближения может оказаться для вас огорошивающей, когда через какие-нибудь минуты перед вами вырастет громада скоростного пассажирского лайнера.

Я помню первое своё наблюдение во время сближения с военным кораблём в Турции. Обнаружив его на горизонте, я на пару минут отвлёкся на рассказанный в кокпите анекдот. Каково же было моё удивление, когда я увидел серого натовца,  проносящегося у меня прямо по курсу буквально в полутора милях! По моим расчётам его скорость была около 40 узлов!

На самом деле, несмотря на высокую относительную скорость сближения, расходиться с такими судами проще: их движение более наглядно и предсказуемо.  Гораздо сложнее разойтись с более медленными судами, относительная скорость сближения с которыми не так велика.

Ну, ладно, определили курсы, как сходящиеся. Нужно расходиться. Вот тут и начинается шарада: по корме или по носу?

6. Как правильно? 

Не стоит пытаться проскочить у идущего вам наперерез судна перед носом. Это возможно только в случаях, когда до опасного судна имеется значительное (больше 2 миль) расстояние, а пеленг (курсовой угол) на него составляет не менее 80°. При этом вы идёте на моторе со скоростью 4-5 узлов и у вас есть резерв по форсированию оборотов двигателя для достижения максимальной скорости. Проходя по носу большого судна, максимально добавьте оборотов.

Надо сказать, что прохождение перед носом является очень опасным маневром, требующим точности расчёта. Проход «по носу» может быть оправдан только в случае 100% уверенности капитана в успехе такого маневра.

Опасность такого прохода умножает и «многослойность» трафика – ведь вы не знаете: не скрывается ли за судном ещё одно, идущее параллельным курсом? Оно может быть закрыто для вас и в этом случае представляет серьёзную угрозу.

На схеме показан вариант скрытого за контейнеровозом тихоходного судна, но ведь на его месте может оказаться и быстроходный паром. В этом случае прохождение перед носом контейнеровоза может удвоить риск столкновения: проскочив перед носом у контейнеровоза, вы тут же можете оказаться под форштевнем парома.

 

Поэтому правильнее, особенно, когда вы идёте под парусами, уступить дорогу так, чтобы пройти у большого корабля за его кормой. После принятия решения уступить дорогу нужно тут же активно и недвусмысленно изменить курс. Причём держать его следует на пространство за кормой сходящегося с вами корабля. Корректируйте курс по его корме до того момента, пока не разойдётесь.

В случае, показанном на схеме, видно всю выигрышность именно такого маневра. Яхта, приведясь максимально остро (довернув вправо) и «прицелившись» на корму контейнеровоза, будет двигаться по плавной дуге. Через некоторое время станет виден закрытый контейнеровозом грузовик и вы скорректируете свой курс на расхождение уже по его корме.

7. Чего делать нельзя

Нельзя при расхождении останавливаться. Стоящая яхта не может маневрировать, а это для вас сейчас важно.

Нельзя отворачивать «по чуть-чуть». Ваш манёвр будет незаметен для участников движения и, скорее всего, будут ошибочно истолкованы.

Нельзя (если вы идёте на моторе) слишком долго форсировать обороты. Двигатель может перегреться и заклинить. А трафик не самое лучшее место, где можно оказаться обездвиженным.

Нельзя ни при каких условиях пересекать трафик в тумане. Лучше отстояться в безопасной бухте. Если туман застал вас на подходе или в начале пересечения, развернитесь и уйдите в зону прибрежного плавания, чтобы встать там на мелководье на якорь. Если туман упал на середине вашего пути, по возможности старайтесь проделать остаток опасной дороги под парусами. Звук вашего мотора может заглушить шум подходящего большого судна. Свой мотор стоит держать запущенным на холостых. В штиль двигайтесь «перебежками»: разгон на полных оборотах в течение 3 минут, нейтраль, движение по инерции, «выслушивание» окружающего пространства, снова рывок на полных оборотах.

Нельзя идти под парусами, если вы считаете, что генуя загораживает вам значительный сектор обзора (в случае малого или неопытного экипажа). В такой ситуации лучше смайнать генную, оставив один грот, и идти на двигателе.

Нельзя считать, что вас видят на сходящемся с вами судне. Радар, скорее всего вас не засечет, несмотря на поднятый рефлектор. Визуально – вы не больше клопа. Именно поэтому ночью я иду с подсвеченными парусами. Светящееся в ночи белое пятнышко всё же более заметно, чем ходовые огни. А ещё в такой ситуации хорошо держать под рукой белые фальшфейеры.

Нельзя говорить себе: «Авось проскочу!». Обязательно проскочишь, но только в случае соблюдения предыдущих семи пунктов. Не так много!  J

Всем – удачи в море! И, пожалуйста, не делайте так, как на фотке J


Чтобы обрезать изображение, выделите область и нажмите кнопку «Готово»
Фото 1 из 1