|
«- Дядь, ты чего орёшь?
- Я не ору, мальчик, я по рации разговариваю.
- А зачем тебе рация? Ты так орёшь, что на другом
берегу тебя и без рации слышно»
Бородатый анекдот
УКВ-радиостанция, как радиомаяки и другое радиооборудование, обеспечивающие морскую радиосвязь, является одной из важных составляющих ГМССБ – Глобальной морской системы связи по безопасности мореплавания (GMDSS - Global Maritime Distress Safety System).
Для чего служит радиостанция, рассказывать не буду, и без меня знаете: все люди грамотные. А кому интересно – можно на картинке прочитать. Сейчас – о другом. Безусловно, важно уметь пользоваться радиостанцией. А то, как тому «дяде» из анекдота: рация вроде бы и не нужна J
Человек знающий сможет выйти на связь на любом канале, предварительно настроив его. А человек сведущий понимает, насколько широки возможности судовой радиостанции и как ими воспользоваться.
Тем, кому это не упёрлось, спокойно
закрывают эту страницу и переходят к палубному трёпу, начиная читать
захватывающие по своей простоте «Брызги». А заинтересовавшиеся сейчас быстро апгрейдятся
из «чё-то знающих» в «сведущие».
Итак. Всё очень просто, когда ты знаком с интерфейсом УКВ радиостанции. Для примера возьмём наиболее содержательную панель яхтенной рации «Icom» IC-M505. Коротко расскажу о назначении «кнопок» и «ручек».
|
Дисплей радиостанции
Начнём с дисплея. В дежурном режиме на него выводится:
● выбранный номер канала или каналов;
● к какой группе относится выбранный канал;
● текущие координаты (широта и долгота);
● индикация режима приема или передачи;
● текущее время
● выбранная мощность передатчика (1 - 25
Вт).
Обращаю ваше внимание на то, что на вашей радиостанции может выводиться не вся перечисленная информация, а, может быть, она будет более полной и расширеной.
А мы перейдём к тому, что можно крутить и нажимать
Кнопки и ручки управления:
● PWR/VOL «Питание/Громкость»
● CH «Выбор
каналов»;
● H/L «High/Low» выбор
максимальной или минимальной мощности передатчика;
● SCAN/TAG «Сканирование
каналов»;
● CH/WX «Channel/Weather channel» быстрый переход на
каналы и погодные каналы;
удержание кнопки
включает режим Dual Watch (Trial Watch) — двойной (тройной) вахты.
● SQL «Squelch» ручка регулировки уровня
срабатывания шумоподавителя.
Следует помнить, что увеличение уровня
шумоподавления снижает чувствительность приемника и наоборот;
● 16/9 кнопка быстрого перехода на 16 канал
или канал вызова порта;
● LO/DX «Attenuator/Intercom» — включение режима аттенюатора для ослабления
сильного сигнала до приемлемого уровня;
● HAIL «Hail/RX speaker» — включение
режима «Оклик» и автоматического туманного сигнала;
● MENU «Меню»;
● Distress «Бедствие»
красная кнопка, обычно защищена крышкой;
● Call или IС «Индивидуальный
вызов», после нажатия следует выбрать из адресной книги или ввести вручную
MMSI-номер вызываемой станции. Некоторые модели имеют отдельную 10-кнопочную
клавиатуру для ввода значений;
● Enter или Set кнопка
ввода информации или функции;
● CLR «Cancel» или «Clear» кнопка отмены введённой функции.
Частоты в диапазоне
156.00-162.00 МГц выделены Международным союзом электросвязи для морской
подвижной службы. Все необходимые частоты уже запрограммированы в номера каналов,
и вам потребуется только выбрать соответствующий канал связи.
Всё! Теперь вы - "Сведущие". А это
точно круче, чем просто "Знающие". Следующий уровень -
"Эксперты", а за ним - только "Гуру". В ближайшее время
постараюсь вывести вас на уровень экспертов.
А пока - всем удачи и приятного эфира!
В статье были использованы материалы учебника "Школа яхтинга", Андрей Иваничкин