История паруса от и до ... Часть III «Prosperitas»

Вместе с Клубом Незнаменитых Капитанов страница за страницей продолжаем перелистывать историю паруса и парусного флота. В прошлой публикации мы уже подобрались к XVII веку. С этого момента само парусное вооружение и паруса практически не развивались: улучшалось, совершенствовалось и комбинировалось то, что уже было изобретено до этого времени. Период с XVI по XVIII века включительно можно считать эрой торжества парусного флота.

Самое время сказать пару слов о самом кораблестроении в те времена. Не очень известен тот факт, что вплоть до XVII века корабли строились интуитивно, без расчётов. Корабельный мастер создавал разборную модель в масштабе 1:45 или 1:60, её испытывали буквально «в тазу» и, если мастер полагал, что требования к остойчивости и ходовым характеристикам соблюдены, модель разбиралась, и с неё снимали размеры, которые увеличивались в соответствующее количество раз и переносились в натуру для постройки корабля. Остойчивость даже на малых углах крена считать не умели, а тем более на больших. Да что там! Даже простого расчёта весовой нагрузки не существовало... Можно только представить, насколько такие корабли были далеки от требований мореходства. А ведь ходили! 

Это, кстати, послужило причиной, почему царь Пётр отказался перенимать голландский опыт кораблестроения. Вопреки устоявшейся легенде, царь не стал перенимать голландскую методу. Проведя Великим Посольством несколько месяцев в Голландии (август 1697 г. – декабрь 1697), сначала в Саардаме (теперь – Заандам), а затем в Амстердаме, царь побывал на многих верфях и убедился, что местные корабелы отстали от англичан, которые в это время уже строили корабли не по макетам, а по чертежам, сопровождая их математическими расчётами. 

 

Поэтому уже в начале 1698 года Пётр уезжает в Англию и проводит там почти полгода, занимаясь решением политических и экономических вопросов, по дороге изучая опыт британских корабелов, на который и стало опираться отечественное кораблестроение. А вот навигации Пётр Алексеевич предпочёл обучать гардемаринов в Голландии. Отсюда и голландская терминология, до сих пор применяемая на нашем флоте, особенно на парусных судах. Правда, адаптированная русскими моряками под привычное произношение. Так, например mars sail, становится у нас марселем, а bram sail – брамселем J 

Раз уж мы упомянули Голландию, то нельзя не рассказать о легендарных голландских флейтах, появившихся в самом конце XVI века и просуществовавших вплоть до века восемнадцатого. Флейт – тип парусного судна с соотношением ширины к длине, превышающим значение 1:4. Иногда длина корпуса флейтов превышала ширину в 6 раз! В то время, как обычное соотношение ширины к длине для парусников того времени было от 1:3 до 1:3,5. 

Борта делались слегка заваленными в сторону палубы для того, чтобы пошлина (взимавшаяся с торговых кораблей по ширине палубы судна) была меньше. Кроме того, такая конструкция бортов позволяла флейту снижать ударную нагрузку от волн и увеличивала его остойчивость. В рангоуте широко применялись, появившиеся в конце XVI века стеньги («удлинители» мачт), что упрощало их замену и ремонт. Высота самих мат стала значительно превосходить длину судна, а укороченные реи позволили сделать паруса более узкими и удобными в работе.


С конца XVI и начала XVII веков Голландия активно осваивает, читай – колонизирует, Ост-Индию. Если посмотреть на карту тех времён, то можно найти немало голландских названий земель и островов Малайзии и Индокитая. На картине голландского живописца Андриса Ван Эртвельта как раз изображено возвращение в Амстердам одной из таких экспедиций в 1599 году. Для нас эта картина примечательна не только тем, что написана современником голландских экспедиций, не только тем, что на ней достаточно скурпулёзно отображены современные художнику корабли и их парусное вооружение, но и тем, что в правой части картины можно увидеть изображение двухмачтового голландского флейта, достаточно редко встречающееся на полотнах и гравюрах того времени.

Первый флейт (гол. – «fluyt») был построен в голландском городе Хорне (Хоорн) в 1595 году. Автором первого флейта, как и первого корабельного штурвала, принято считать мастера-корабела Питера Янсзона Лиорна, руководившего постройкой этого судна. Первенец был двухмачтовым: фок- и грот-мачты несли прямые паруса, а на бушприте размещался дополнительный прямоугольный парус – блинд. 

В XVII веке на флейтах появляется третья мачта – бизань, которая несёт над большим косым парусом маленький прямоугольный – крюйсель. Вообще, площадь парусов к середине XVII века выросла настолько, что стала превышать паруса кораблей Магеллана и Колумба в 5-7 раз!

Как уже говорилось, именно на флейте впервые в истории кораблестроения был установлен штурвал, что существенно облегчило управление. В длину суда этого типа были около 40 метров, в ширину – около 6,5 метров, осадка составляла 3-3,5 метра, а грузоподъёмность 350-400 тонн. Для защиты от нападения суда вооружали десятью-двадцатью пушками. Обслуживались флейты экипажем до 70 человек.

Но не только Нидерланды, недовольные вековой экспансией морских путей Испанией и Португалией, выходят на морскую сцену. Одновременно с голландцами в борьбу за морское господство вступают Франция и Англия. Для начала они стали поощрять ка́перство. Ка́перы (корсары, приватиры) появились ещё в XIII веке — частные лица, которые с разрешения верховной власти воюющего государства использовали вооружённые суда с целью нападения на торговые корабли неприятеля и захвата людей и ценного груза на них. В отличие от пиратов, каперы имели разрешительную грамоту от властей, с одной стороны разрешающую воевать частному судну, а с другой — ограничивающая круг его целей только враждебными флагами.

С этой жесточайшей, вплоть до военных действий, борьбой за торговое господство в океане парусный флот шагнул в XVII век.

Для своей экономической экспансии, а также с целью развития связей со своими колониями голландцы и британцы создают Английскую (1600) и Голландскую (1602) Ост-Индские компании. Строится мощный флот, который был призван разрушить монополию португальцев на морское господство. Впрочем, к этому времени португальцы уже не могли эффективно поддерживать своё реноме хозяина морей и были в состоянии контролировать только прибрежные территории.

Англичане и голландцы активно исследуют Тихий океан и пытаются найти северо-западный путь в Индию и к своим тихоокеанским колониям.

Благодаря собственному флоту добротной и прочной постройки, Ост-Индская компания, получившая монополию на торговлю с азиатскими странами, вскоре становится одной из самых богатых в мире. Появляется новый тип торгового судна: суда Ост-Индской компании. Эти суда не могли похвастаться своей быстроходностью, но их широкие корпуса и высокие борта обеспечивали внушительную по тем временам грузоподъёмность – более чем 1000 тонн.

Ост-Индские корабли были очень похожи на голландские флейты, которые долгое время превалировали в Ост-Индском флоте. Они несли три основные мачты с прямыми парусами и на конце бушприта дополнительную маленькую мачту — блинда-стеньгу — тоже с прямым парусом блинд. Эта мачта была и на военных судах с XVI до середины XVIII в. Дубовые доски обшивки предпочитали крепить к шпангоутам с помощью деревянных шипов — слишком быстро ржавели железные гвозди в соленой морской воде.

Между тем гвозди использовали для крепления менее ответственных элементов конструкции корабля. Так, чтобы защитить судно ниже ватерлинии от жучков-древоточцев, нижнюю часть корпуса дополнительно обшивали тонкими досками из вяза. Гвозди, крепившие эту «вторую кожу», располагались так плотно друг к другу, что из их шляпок получалось почти сплошное железное покрытие. Кстати, именно в конце XVII века на судах повсеместно появляются подвесные койки – гамаки.

Хотя суда Ост-Индской компании и были вооружены 16–20 пушками, они не могли успешно сражаться с военными судами. Поэтому вскоре торговые суда начинают отправлять под конвоем военных. Различие между военными и торговыми судами стало более отчетливым. 
В своих главных чертах новый тип судна, сменивший галеон, почти не менялся более ста лет. Даже в XIX веке, несмотря на техническую и индустриальную революцию, а также появление новых форм корпуса и двигателя, парусные «ост-индские» суда оставались наиболее распространенными. 

Но в XIX веке у паруса появился грозный, пока ещё не очень проявивший себя, но уже заявивший свои претензии на морской престол - паровая машина. И мы открываем потрясающе увлекательную страницу развития паруса - рождение и расцвет "гончих псов океана".








Чтобы обрезать изображение, выделите область и нажмите кнопку «Готово»
Фото 1 из 1