История паруса от и до ...
Часть III «Prosperitas»
Вместе с Клубом Незнаменитых Капитанов страница за страницей продолжаем
перелистывать историю паруса и парусного флота. В прошлой публикации мы уже
подобрались к XVII веку. С этого момента само парусное вооружение и паруса
практически не развивались: улучшалось, совершенствовалось и комбинировалось
то, что уже было изобретено до этого времени. Период с XVI по XVIII века включительно можно считать эрой торжества парусного
флота.
Самое время сказать пару слов о самом кораблестроении в те времена. Не очень известен тот факт, что вплоть до XVII века корабли строились интуитивно, без расчётов. Корабельный мастер создавал разборную модель в масштабе 1:45 или 1:60, её испытывали буквально «в тазу» и, если мастер полагал, что требования к остойчивости и ходовым характеристикам соблюдены, модель разбиралась, и с неё снимали размеры, которые увеличивались в соответствующее количество раз и переносились в натуру для постройки корабля. Остойчивость даже на малых углах крена считать не умели, а тем более на больших. Да что там! Даже простого расчёта весовой нагрузки не существовало... Можно только представить, насколько такие корабли были далеки от требований мореходства. А ведь ходили!
Это, кстати, послужило причиной, почему царь Пётр отказался
перенимать голландский опыт кораблестроения. Вопреки устоявшейся легенде, царь
не стал перенимать голландскую методу. Проведя Великим Посольством несколько
месяцев в Голландии (август
Раз уж мы упомянули Голландию, то нельзя не рассказать о легендарных голландских флейтах, появившихся в самом конце XVI века и просуществовавших вплоть до века восемнадцатого. Флейт – тип парусного судна с соотношением ширины к длине, превышающим значение 1:4. Иногда длина корпуса флейтов превышала ширину в 6 раз! В то время, как обычное соотношение ширины к длине для парусников того времени было от 1:3 до 1:3,5.
Борта делались слегка
заваленными в сторону палубы для того, чтобы пошлина (взимавшаяся с торговых
кораблей по ширине палубы судна) была меньше. Кроме того, такая конструкция
бортов позволяла флейту снижать ударную нагрузку от волн и увеличивала его
остойчивость. В рангоуте широко применялись, появившиеся в конце XVI века стеньги («удлинители» мачт), что упрощало их замену и
ремонт. Высота самих мат стала значительно превосходить длину судна, а
укороченные реи позволили сделать паруса более узкими и удобными в работе.
С конца XVI и начала XVII веков Голландия активно
осваивает, читай – колонизирует, Ост-Индию. Если посмотреть на карту тех
времён, то можно найти немало голландских названий земель и островов Малайзии и
Индокитая. На картине голландского живописца Андриса Ван Эртвельта как раз
изображено возвращение в Амстердам одной из таких экспедиций в 1599 году. Для
нас эта картина примечательна не только тем, что написана современником
голландских экспедиций, не только тем, что на ней достаточно скурпулёзно
отображены современные художнику корабли и их парусное вооружение, но и тем,
что в правой части картины можно увидеть изображение двухмачтового голландского
флейта, достаточно редко встречающееся на полотнах и гравюрах того времени.
Первый флейт (гол. – «fluyt») был построен в голландском городе Хорне (Хоорн) в 1595 году. Автором первого флейта, как и первого корабельного штурвала, принято считать мастера-корабела Питера Янсзона Лиорна, руководившего постройкой этого судна. Первенец был двухмачтовым: фок- и грот-мачты несли прямые паруса, а на бушприте размещался дополнительный прямоугольный парус – блинд.
В XVII веке на флейтах появляется третья мачта – бизань, которая несёт над большим косым парусом маленький прямоугольный – крюйсель. Вообще, площадь парусов к середине XVII века выросла настолько, что стала превышать паруса кораблей Магеллана и Колумба в 5-7 раз!
Как уже говорилось, именно на флейте впервые в истории кораблестроения
был установлен штурвал, что существенно облегчило управление. В длину суда этого
типа были около
Но не только Нидерланды, недовольные вековой экспансией
морских путей Испанией и Португалией, выходят на морскую сцену. Одновременно с
голландцами в борьбу за морское господство вступают Франция и Англия. Для
начала они стали поощрять ка́перство. Ка́перы (корсары, приватиры) появились
ещё в XIII веке —
частные лица, которые с разрешения верховной власти воюющего государства
использовали вооружённые суда с целью нападения на торговые корабли неприятеля
и захвата людей и ценного груза на них. В отличие от пиратов, каперы имели
разрешительную грамоту от властей, с одной стороны разрешающую воевать частному
судну, а с другой — ограничивающая круг его целей только враждебными
флагами.
С этой жесточайшей, вплоть до военных действий, борьбой за торговое
господство в океане парусный флот шагнул в XVII век.
Для своей экономической экспансии, а также с целью развития
связей со своими колониями голландцы и британцы создают Английскую (1600) и
Голландскую (1602) Ост-Индские компании. Строится мощный флот, который был
призван разрушить монополию португальцев на морское господство. Впрочем, к
этому времени португальцы уже не могли эффективно поддерживать своё реноме
хозяина морей и были в состоянии контролировать только прибрежные территории.
Англичане и голландцы активно исследуют Тихий океан и
пытаются найти северо-западный путь в Индию и к своим тихоокеанским колониям.
Благодаря собственному флоту добротной и прочной постройки, Ост-Индская
компания, получившая монополию на торговлю с азиатскими странами, вскоре
становится одной из самых богатых в мире. Появляется новый тип торгового судна:
суда Ост-Индской компании. Эти суда не могли похвастаться своей
быстроходностью, но их широкие корпуса и высокие борта обеспечивали
внушительную по тем временам грузоподъёмность – более чем 1000 тонн.
Ост-Индские корабли были
очень похожи на голландские флейты, которые долгое время превалировали в
Ост-Индском флоте. Они несли три основные мачты с прямыми парусами и на конце
бушприта дополнительную маленькую мачту — блинда-стеньгу — тоже с прямым парусом блинд. Эта мачта была и на
военных судах с XVI до середины XVIII в. Дубовые доски обшивки предпочитали
крепить к шпангоутам с помощью деревянных шипов — слишком быстро ржавели
железные гвозди в соленой морской воде.
Между тем гвозди использовали для крепления менее ответственных элементов конструкции корабля. Так, чтобы защитить судно ниже ватерлинии от жучков-древоточцев, нижнюю часть корпуса дополнительно обшивали тонкими досками из вяза. Гвозди, крепившие эту «вторую кожу», располагались так плотно друг к другу, что из их шляпок получалось почти сплошное железное покрытие. Кстати, именно в конце XVII века на судах повсеместно появляются подвесные койки – гамаки.
Хотя суда Ост-Индской компании и
были вооружены 16–20 пушками, они не могли успешно сражаться с военными судами.
Поэтому вскоре торговые суда начинают отправлять под конвоем военных. Различие
между военными и торговыми судами стало более отчетливым.
В своих главных чертах новый тип судна, сменивший галеон, почти не менялся
более ста лет. Даже в XIX веке, несмотря на техническую и индустриальную
революцию, а также появление новых форм корпуса и двигателя, парусные «ост-индские»
суда оставались наиболее распространенными.
Но в XIX веке у паруса появился грозный, пока ещё не очень проявивший себя, но уже заявивший свои претензии на морской престол - паровая машина. И мы открываем потрясающе увлекательную страницу развития паруса - рождение и расцвет "гончих псов океана".