10.10.2019
История паруса от и до. Часть III «Prosperitas»
История паруса от и до ... Часть III «Prosperitas» Вместе с Клубом Незнаменитых Капитанов страница за страницей продолжаем перелистывать историю паруса и парусного флота. В прошлой публикации мы уже подобрались к XVII веку. С этого момента само парусное вооружение и паруса практически не развивались: улучшалось, совершенствовалось и комбинировалось то, что уже было изобретено до этого времени. Период с XVI по XVIII века включительно можно считать эрой торжества парусного флота. Самое время сказать пару слов о самом кораблестроении в... 
Читать полностью
01.10.2019
История паруса. Часть IV. "Vale salutant"
XIX век становится завершающим веком эры парусных кораблей: появившиеся паровые машины, используемые вначале, как вспомогательные движители, всё больше и больше начинают вытеснять парус с кораблей. Первый в истории пароход спустили на воду 15 июля 1783 года. Это произошло во Франции, на реке Сона. Построил пароход французский артиллерийский офицер, инженер-самоучка маркиз Клод Франсуа Дороте де Жоффруа д'Аббан и назвал его «Пироскаф». Плавание было недолгим: «Пироскаф» прошёл 365 м против течения и был вынужден причалит... 
Читать полностью
03.08.2016
Устройство парусной яхты и яхтенная терминология
Для тех, кто только собирается ступить на борт парусной яхты и даже на первых порах не хочет выглядеть «сухопутным мазутом» имеет смысл начать знакомство с устройством лодки и некоторой спецификой яхтенного языка уже сейчас, на берегу. Дело это нехитрое, но, безусловно, полезное. Особенно, что касается терминов. Не люблю замыленных высказываний, но лучше не скажешь:  «...Если на борту судна вы назовете шкот веревкой, вас молча выбросят за борт, как безнадёжно... 
Читать полностью
28.07.2016
Параметры настройки и форма паруса
«Если конструкция выглядит красиво, значит она рассчитана правильно» Гюстав Эйфель Парус яхты – это, как крыло у самолёта. Вы когда-нибудь видели крыло корявой формы? Я тоже не видел. Правильно настроенный парус выглядит красиво, обладает притягательным, завораживающим профилем.  Как добиться совершенства? Если не считать работы парусного мастера, то только правильной настройкой. Безусловно, правильно настроенный парус, как и хорошее крыло, должен об... 
Читать полностью
25.07.2016
Настройка стакселя на острых курсах
«Куда бы ты не пошёл, сынок, в восьми случаях из десяти ты будешь идти острым курсом.Таков уж норов у морского ветра» Из наставлений старого капитана Следуя наставлениям старого капитана, начнём рассматривать настройку парусов с острых курсов. Тем более, что старик действительно прав: если рассматривать сумму векторов скоростей яхты и истинного ветра (результирующий вымпельный ветер), то можно заметить, что на острые курсы придётся большая часть. Так что "норо... 
Читать полностью
29.06.2016
Особенности настройки стакселя на полных курсах
Продолжая разговор о настройках (см. "Настройка стакселя на острых курсах"), мы подходим к некоторым нюансам при настраивании стакселя на курсах от галфвинда и полнее. Большая часть того, о чём говорилось про настройки на бейдевинде, применимо и на полных курсах, т.к. суть задачи не меняется: сохранить эффективность работы максимально возможной поверхности паруса в набегающем потоке воздуха. И здесь мы работаем всё с теми же характеристиками: углом установки п... 
Читать полностью
16.06.2016
Принципы настройки грота
Грот. Название этого паруса пришло в русский язык из Голландии. Грот чаще всего бывает самым большим по площади основным парусом яхты, отсюда - его важность. У англичан он – main sail – главный парус. Так  - главный или нет? Конечно, будут правы те, кто скажут, что генуя «главнее», и что именно она обеспечивает основное тяговое усилие, движущее лодку вперёд. Но будут правы и те, кто напомнит о серьёзной роли грота, как в обеспечении правильного обтекания... 
Читать полностью
29.01.2016
Концепция новой теории движения парусного судна (1 часть)
Ю.В. Катинов и В.Н. Ноздрачёв     Москва, Институт Теоретической и Экспериментальной Физики Казалось бы: что нового можно рассказать о том, что заставляет двигаться судно под парусами? Вроде бы всё уже сказано, рассмотрено и опубликовано. Но существующие теории несколько противоречивы и не дают ответов на многие вопросы. Мы публикуем статью, которая полностью меняет концепцию движения парусной яхты и содержит новый подход к описанию её д... 
Читать полностью
22.01.2016
Концепция новой теории движения парусного судна (2 часть)
Ю.В. Катинов, В.Н.Ноздрачёв      Москва, Институт Теоретической и Экспериментальной Физики  Казалось бы: что нового можно рассказать о том, что заставляет двигаться судно под парусами? Вроде бы всё уже сказано, рассмотрено и опубликовано. Но существующие теории несколько противоречивы и не дают ответов на многие вопросы. Мы публикуем статью, которая полностью меняет концепцию движения парусной яхты и содержит новый подход к описан... 
Читать полностью
15.01.2016
Концепция новой теории движения парусного судна (3 часть)
  Ю.В.Катинов и В.Н.Ноздрачёв       Москва, Институт Теоретической и Экспериментальной Физики Казалось бы: что нового можно рассказать о том, что заставляет двигаться судно под парусами? Вроде бы всё уже сказано, рассмотрено и опубликовано. Но существующие теории несколько противоречивы и не дают ответов на многие вопросы. Мы публикуем статью, которая полностью меняет концепцию движения парусной яхты и содержит новый подход к описанию е... 
Читать полностью
17.07.2014
Дрейф под парусами (heave-to или lying-to)
Случаев на море, когда востребован дрейф под парусами множество. Например, для быстрой остановки яхты перед внезапно открывшимся препятствием, когда нет возможности ни увалиться, ни скрутить поворот. В оффшорном плавании не очень комфортно обедать на свежем ветру и волне. Положив лодку в дрейф под парусами можно спокойно приготовить горячую еду, отдохнуть и перекусить.  А может вам нужно заняться срочным ремонтом? Или вы решили бороться со штормовыми ... 
Читать полностью
05.07.2014
Центровка парусов
«Завершив настройку парусов, экипаж получил короткую передышку. Я убрал руки со штурвала. Яхта, с приятным шелестом разрезая невысокие волны, шла вперёд, как по накатанной колее: ровно, не делая попыток увалиться или привестись»… Простите! Что значит: «убрал руки со штурвала»? Ерунда какая-то! Но именно такая картина складывается, если вы правильно отцентровали паруса. Заметьте: никакого автопилота! Яхта с отцентрованными парусами хорошо держит курс и без а... 
Читать полностью
16.06.2014
Один в поле – воин! Управление яхтой в одиночку
У каждого шкипера, имеющего за плечами мало-мальский опыт хождения под парусом, особенно с неопытными экипажами, были ситуации, когда нужно действовать в одиночку. И эти ситуации возникали и возникают не только тогда, когда команда, скошенная морской болезнью «травила» с подветренного борта или лежала пластом в каютах. Всякое бывает в море… Да и потом вспомните, сколько лишних объяснений и слов вам необходимо потратить, чтобы добиться правильного выполнения ко... 
Читать полностью
05.06.2014
Крен на остром бейдевинде. Смириться или бороться?
Как часто приходится видеть картину: яхта с  выбитыми втугую парусами идёт острым бейдевиндом на 17-18 узловом ветру. Крен – под 40°, нос зарывается в волну, рулевой висит на штурвале, пытаясь удержать лодку от неудержного приведения, руль временами до половины выходит из воды. Красиво? Возможно. Для тех, кто наблюдает это с берега. Результативно? Не очевидно. Хорошо и правильно ли нести незарифленные паруса, следуя гоночным бейдевиндом на свежем ветру... 
Читать полностью
07.05.2014
Почему яхта движется?
(Юрий Катинов, Виктор Ноздрачёв)      Если спросить даже опытного яхтсмена: "Какая причина движет парусную яхту?", то, скорее всего, мы получим ответ, в котором, так или иначе, используется понятие «вымпельный ветер». При этом отвечающий хорошо знает (если он опытный яхтсмен), что вымпельный ветер зависит от действий экипажа и, уже только поэтому, не может быть исходной причиной движения. Такой ответ подсказывают ему множество книг, написанных чаще всего яхтсменами-практиками, описывающими настройку парусов под ... 
Читать полностью
20.02.2014
Совместная работа стакселя и грота
Что важнее: стаксель или грот? Этот спор сродни вечному спору между сноубордистом и лыжником: кто круче? И такой же бесполезный, как дискуссия на тему, что важнее для организма: сердце или печень. Сегодняшняя теория паруса определяет стакселю роль обеспечения основной тяги, а грот рассматривает в качестве инструмента регулировки баланса руля. Крыло и закрылок. Оба паруса работают в тесном взаимодействии друг с другом, хотя каждый из них (с большей или меньшей степенью успешности) в состоянии справиться с функцией «... 
Читать полностью
Чтобы обрезать изображение, выделите область и нажмите кнопку «Готово»
Фото 1 из 1